Сотрудники мвд являются госслужащими?

Виды профессий на госслужбе

Сотрудники мвд являются госслужащими?

Сегодня государственный служащий – это сотрудник, работающий в федеральных или региональных органах власти. Вся госслужба делится на два вида: гражданскую и военную. Чиновникам заработную плату выплачивают из местного или федерального бюджета, военнослужащим – из бюджета Министерства обороны.

В основном, граждане работают на таких местах:

  • силовые ведомства;
  • государственные компании;
  • местные органы управления;
  • разнообразные федеральные ведомства;
  • Администрация Президента;
  • Совет Федерации;
  • Правительство;
  • Государственная Дума.

Должности для них создаются на основании федерального законодательства, президентских указов или актов субъекта Российской Федерации.

Структура госслужбы

Должности делятся на 5 основных категорий:

ВысшаяСюда включают руководителей страны и их помощников. Последним присваивается должность государственного советника.
Это специалисты органов власти, которые получили чин – государственный советник.
ВедущаяСюда входят специалисты, руководители, помощники и заместители. Им также присваивается чин советника.
СтаршаяВключает в себя специалистов ведомств, а также некоторых обеспечивающих работников. Это менеджеры среднего уровня. Они получают чин «референт госслужбы».
МладшаяСюда относят работников, обеспечивающих работу госорганов. Их чин – «секретарь госслужбы РФ».

Заработная плата чиновников зависит от того, какое место занимает его должность в этой иерархии. В России перечень государственных профессий очень широкий. Сюда также включают сотрудников полиции, органы исполнительной власти, судей, работников МЧС, санитарной эпидемиологической службы.

Где работают госслужащие

Список необходимых требований

Условия для принятия на госслужбу:

  • достаточное образование;
  • владение навыками, которые нужны для выполнения служебных обязанностей;
  • наличие стажа;
  • владение умениями, которые необходимы для той или иной должности.

Руководители и их помощники обязательно должны иметь высшее образование, специалисты могут ограничиться только бакалавриатом, а простые работники – средним или профессиональным образованием.

Читайте  Последние изменения о порядке сокращения работников

По такой же системе предъявляются требования к стажу:

Для руководителей и специалистовБолее 4 лет.
Для менеджеров среднего уровняБольше 2 лет.
Обеспечивающие работникиМогут быть приняты на должность без стажа работы.

Возрастной и гендерный состав

Возможные льготы

Привилегии для государственных служащих:

  1. Бесплатное лечение в бюджетных медучреждениях. Перечень медицинских услуг при этом не ограничен.
  2. Если работнику для исполнения служебных обязанностей необходим автомобиль, он получает компенсацию затрат на топливо.
  3. Проводится постоянное повышение уровня квалификации, а на период обучения сохраняется заработная плата. Если будет принято решение, что для повышения звания сотруднику требуется обучение, то его обязательно предоставят.
  4. Можно получить субсидию на покупку жилья. Государственные структуры компенсируют некоторое количество средств своим сотрудникам.
  5. Получение без очереди места в детском садике для детей чиновников. В некоторых случаях этим правом могут воспользоваться и близкие родственники госслужащего.
  6. Увеличение ежегодного отпуска в зависимости от стажа работы.
  7. Предоставление дополнительных премий.
  8. Карьерный рост.

Льготы полагаются и тем, кто выходит на пенсию:

  • доплата к пенсионным отчислениям в размере 55-80%;
  • предоставление средств на погребение;
  • если бывший чиновник не хочет использовать путевки в санатории или профилактории, то он может поменять их на деньги;
  • даже после выхода на пенсию, госслужащий сохраняет право на получение бесплатных медицинских услуг и предоставляемых ему ранее гарантий.

Сегодня чиновники могут выходить на пенсию в 65 и 67 лет для женщин и мужчин соответственно. Это превышает стандартный возраст на несколько лет. Трудовой стаж работника должен составлять не менее 20 лет.

Муниципальные и федеральные служащие могут получить единовременную субсидию на приобретение собственного жилья.

Это право предоставляется таким категориям работников:

  • сотрудники Администрации Президента и других учреждений, которые непосредственно с ним связаны;
  • работники суда;
  • сотрудники аппарата по государственной безопасности;
  • работники ЦИК, прокуратуры, счетной палаты.

Читайте  Причины увольнения с работы

Для оформления льготы следует обращаться с заявлением в федеральные органы. Преимущество получают те сотрудники, у которых имеется трое и больше детей.

Льготы и запреты

Отличия от бюджетников

Хотя в большинстве стран между госслужащими и бюджетниками нет никакой разницы, в России эти категории существенно отличаются. Принято считать, что бюджетник – это работник, получающий денежное содержание из государственного бюджета. Это врачи, учителя, социальные работники.

Чиновники же имеют более высокий статус, а значит, и заработную плату. Это менеджеры регионального и федерального уровня.

Ограничения и запреты

Гражданину не разрешается находиться на госслужбе, если:

  • медицинская комиссия признала его недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • наличие неснятой судимости, судебный запрет на государственную деятельность;
  • присутствие болезней, которые препятствуют трудоустройству на службу (психические, соматические расстройства);
  • родственные связи с руководителем организации;
  • человек является гражданином другой страны или вышел из российского подданства;
  • во время зачисления на работу гражданин представил заведомо ложные сведения о доходах и имуществе;
  • несоблюдение запретов и ограничений, вследствие чего было утрачено доверие руководителя.

В число запретов входит:

  1. Заниматься предпринимательской деятельностью напрямую или через доверенных лиц. Участвовать в управлении хозяйственной компанией, если эта работа не была поручена ему соответствующими нормативными актами и не утверждена служебным контрактом.
  2. Заниматься гражданской деятельностью, если чиновник был избран на государственную или выборную должность, на должность в органах профессионального союза.
  3. Покупать ценные бумаги, по которым можно получать доход.
  4. Быть представителем третьих лиц в госоргане, в котором гражданин работает.
  5. Получать вознаграждение любого типа от физических или юридических лиц.
  6. Ездить в командировки за границу за счет физических или юридических лиц. Исключением являются командировки, которые происходят в рамках международных договоренностей.
  7. Использовать не за назначением государственные средства и другие ценности.
  8. Разглашать информацию, которая имеет статус конфиденциальной, если это связано с выполнением служебных обязанностей.
  9. Высказывать субъективное мнение о деятельности госорганов и их руководителей.
  10. Без ведома руководителя принимать различные награды и специальные звания от других государств или политических партий.
  11. Использовать свое положение для проведения предвыборной агитации.
  12. Использовать свои возможности и положение для выгоды той или иной политической партии, разнообразных объединений и организаций, а также публично выражать им свою поддержку.
  13. Создавать политические партии и участвовать в их структурных органах. Исключением являются профсоюзы.
  14. Оставлять органы исполнительной власти или увольнять сотрудников для урегулирования споров.
  15. Без письменного разрешения руководства организации-работодателя заниматься оплачиваемой деятельностью в организации, которая полностью финансируется за счет иностранных средств (компаний, иностранных граждан, лиц без гражданства).

Читайте  Причины увольнения с работы

Обязанности, запреты и ограничения госслужащего регулирует Федеральный Закон РФ «О государственной гражданской службе».

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://rusfinancist.net/gossluzhashhie-kto-k-nim-otnositsja-spisok-professij.html

Отличия между государственными служащими сотрудниками и работниками

Сотрудники мвд являются госслужащими?

Государственная служба может быть разделена на два вида: гражданская милитаризованная — в государственных органах и их аппарате (законодательной, исполни тельной и судебной власти) — в государственных учреждениях и органах управления государственными предприятиями — воинская (в Вооруженных силах) — военизированная (в органах милиции и др.) Служебными лицами являются служащие государственных органов, организаций, органов управления государственными предприятиями, органов местного самоуправления, коммерческих организаций, которые своими действиями создают юридические акты или способны порождать, изменять или прекращать конкретные правоотношения. Служащий — участник двойных правоотношений: — трудовых, зависимых от профессионального личного положения, трудовых прав и обязанностей, от процесса труда; — административных, зависимых от выполнения службы, управленческих функций (отношений власти).

Занимающие руководящие посты в органах управления государственных органов и организаций (главы министерств, ведомств и др.); 4. Имеющие избирательный мандат (депутаты, Президент). Категории должностных лиц в зависимости от объёма должностных полномочий: — полномочия которых имеют внутриорганизационный характер — полномочия, которых имеют публичный характер, т.е.

распространяются за рамки государственных органов на организации и граждан, непосредственно не подчиненных им по службе — наделенные полномочиями применять средства принуждения в отношении лиц, им не подчиненных руководящий состав предприятий, учреждений, организаций министры, главы государственных комитетов, главы местных Советов народных депутатов и др.

судьи, работники милиции и др.

Вольнонаемные сотрудники и госслужащие, какая разница между этими категориями?

Лицо обладает определёнными правами, а также кругом должностных обязанностей, несоблюдение которых влечёт дисциплинарную ответственность. Разница между сотрудником и работником В литературе и разговорной речи сотрудником называют далеко не каждом работника. Это в первую очередь относится к служащим государственных учреждений, а также учёным.

Работник – это понятие сферы трудового права, обозначающее любое лицо, с которым заключён трудовой договор. Сотрудник – разговорное слово, которым в том числе обозначают тех людей, кто помогает организации на добровольных началах. Работник же всегда получает оплату за свой труд, минимальный размер которой установлен законодательством.


Отличие сотрудника от работника заключается в следующем:

  1. Объём. Понятие «сотрудник» является более широким, и в него входит и категория «работник».
  2. Легальность.

Основы государственной службы и кадровой политики

В то время как бизнес, безусловно, может направлять жалобы или озабоченности в отношении выполнения контингента работником кадровым агентством, только кадровая компания должна дисциплинировать или увольнять работника.

Наконец, руководители и адвокаты должны разработать конкретный план того, как обращаться с этими работниками.

После тщательного юридического анализа руководители должны пройти обучение для выполнения этого плана и контроля за работой своих сотрудников.

В настоящее время в государственной службе России преобладает разновидность предписанного статуса – жестко закрепленная система стандартизации, в которой переходы от одной страты (группы должностей) в другую ограничены личными, этническими и другими связями. В этом типе государственной службы мало условий для реализации достигаемого статуса, свободного перемещения государственных служащих по служебной лестнице.

5. категории персонала 

Рабочие и служащие профессии Есть ряд отличий, которыми обладает выполнение работ по профессиям рабочих, должностям служащих. Основная особенность должности служащего заключается в четко определенном рабочем времени, обычно с 9 до 6, а не посменно.

Также различается место работы – для служащих это офис.
Внимание Продукт труда служащих является умственным, оценить который может лишь специалист с такой же квалификацией. Служащие профессии — это Служащие это работники умственного труда.

Если говорить конкретно о том, служащие, это какие профессии, то зачастую они заняты в сферах управления, промышленности, образования, торговли и в сфере услуг.
Для занятости в такой социальной группе требуется высшее профильное образование и творческий подход для выполнения текущих задач.

Можно привести перечень служащих профессий. Для государственного управления нанимаются топ-менеджеры и чиновники.

Служащие профессии

Так, существуют некие ограничения, которые могут препятствовать поступлению на такую работу:

  • Если по решению суда человек является недееспособным.
  • Наличие судимости, которая может препятствовать прохождению службы. Так, кандидаты на должность должны предоставлять справки от МВД России, что у них отсутствует судимость.
  • Если сотрудник отказывается от процедуры предоставления допуска к информации по государственной или федеральной тайне, а эти сведения необходимы для исполнения должностных обязанностей.
  • Если после медицинского обследования у человека обнаружат заболевание, которое может препятствовать поступлению на работу. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством России.

Как было указано выше, работники в этой отрасли не могут заниматься иной деятельностью, приносящей доход. Оплата включает: оклад государственного гражданского служащего плюс месячный оклад по чину плюс иные дополнительные выплаты. Размер оклада по каждой должности устанавливается указом президента России.

Также этим документом регулируется иные надбавки и денежные вознаграждения, например, за выслугу лет или за работу при особых условиях и прочее. Пенсия В российском законодательстве предусмотрены следующие виды пенсий государственных гражданских служащих:

  • по выслуге лет плюс страховые отчисления;
  • по инвалидности (при наличии).

Пенсионные выплаты по выслуге лет предоставляются федеральным и муниципальным работникам, имеющим определенный стаж (в государственной службе) и возраст.

Наличие акта (приказа) руководителя государственного органа или его структурного подразделения о назначении на должность, а также подписанного служебного контракта. Издание акта (приказа) руководителя должно предшествовать заключению служебного контракта, а не наоборот. В данном случае законодатель отдаст приоритет правам гражданина.

Заключая служебный контракт, поступающий на государственную службу должен быть уверен, что его назначение уже состоялось.

Служебный контракт, представляющий собой соглашение между представителем нанимателя и гражданином о прохождении государственной службы и замещении должности, устанавливает права и обязанности сторон.

В законодательстве институт служебного контракта обстоятельно отрегулирован.
Служащий добровольно берет на себя обязательства по прохождению государственной службы.

  • Если гражданин приобретает иное гражданство или выходит из гражданства России. Кроме того, на работу не примут, если гражданин имеет другое гражданство, и это не учитывается международным договором.
  • Если предоставлены ложные и недостоверные сведения.
  • Не предоставлены сведения о доходах или если в ходе проверки эти данные оказались недостоверными.
  • В случае утраты доверия в ходе конфликта интересов или коррупционных деяний.
  • Если служащий не прошел военную службу без отсутствия уважительных причин в течение десяти лет.
  • Иные данные, которые нужно предоставить государственному органу для прохождения службы.

Регулирование данных ограничений и ответственность за них регулируется законом о гражданских служащих в России (№ 79-ФЗ) и другими федеральными законами.

  • Федеральным и государственным служащим в субъектах РФ, а также служащим в муниципалитетах.
  • Служащим правоохранительных органов.

Чины государственных гражданских служащих законом № 79-ФЗ классифицируются по пяти категориям (по убыванию): высшая, главная, ведущая, старшая и младшая. Каждая группа имеет чин 1, 2 и 3-го класса и определенные должности:

  • наивысшую группу представляют действительные государственные советники России;
  • главные – государственные советники;
  • к ведущей группе причисляют советников государственной гражданской службы РФ;
  • старшая – референты;
  • младшая – секретари.

Заработная плата Из чего складывается оплата труда? Зарплата гражданских сотрудников – это денежное содержание, которое является основным источником для их обеспечения и стимулом для их работы по занимаемой должности.
Важно Отдел сестринского дела, Технологический образовательный институт Фессалии, Греция. — Телефон.

Фактор, который во многом влияет на уровень общего удовлетворения, — удовлетворенность работой. Удовлетворенность работой также описывается как приятное или положительное эмоциональное состояние, которое является результатом чьего-либо трудового или личного опыта работы.

Общее удовлетворение на самом деле является личным опытом, а источники удовлетворенности или неудовлетворенности варьируются между профессиональными группами.

Факторами, которые могут повлиять на удовлетворенность работников, являются эмоциональное состояние, бизнес-политика, способ управления, надзор, зарплата, межличностные отношения и условия труда. В его исследовании было отправлено 192 вопросника зарегистрированным медсестрам, из которых 780 были возвращены.

Источник: https://law-uradres.ru/otlichiya-mezhdu-gosudarstvennymi-sluzhashhimi-sotrudnikami-i-rabotnikami/

Новые правила выезда за границу РФ для сотрудников госструктур в 2019 году

Сотрудники мвд являются госслужащими?

Отпуск в иностранном государстве доступен далеко не для любого гражданина. И не во всех случаях речь ведется о наличии больших задолженностей. Законодательством ограничивается выезд за границу сотрудникам МВД и остальных правоохранительных органов. Но посетить другое государство можно при соблюдении ряда условий.

Кто не сможет выехать

На основе ст. 24 ФЗ № 5485-1 «О государственной тайне» появилось запрещение на перемещение по миру сотрудниками госструктур. Во многих случаях оно связано с предоставленным допуском к тайне. На промежуток, указанный в трудовом контракте, будет наложено ограничение на выезд из страны.

Запрет снимается только по прямому решению командования. Оно требуется для служащих следующих подразделений:

  • ФСБ;
  • МЧС;
  • полиции;
  • таможни;
  • Росгвардии;
  • военных структур.

Выезд за границу для гражданского персонала МО РФ налагается для охраны гостайны или в результате ухудшения отношений между странами. Законодательство рекомендует не покидать границы РФ, хотя практически это становится служебным требованием.

Срок действия ограничения

Запрет на выезд сотрудникам МВД за границу связан с определенной продолжительностью. Если есть допуск к закрытым данным, государство нельзя оставлять в течение пяти лет с момента приобщения. Межведомственная комиссия может увеличить срок вдвое. Те, кто работает в ФСБ или несет воинскую службу, свободно выезжать из РФ не могут вплоть до окончания действия договора.

Почему не выпускают

Ограничения появились из-за характера работы в правоохранительных структурах и сложившейся в мире политической ситуации. Поездки запрещают, чтобы предотвратить разглашения сведений, носящих государственную или служебную тайну. И даже если фактически сотрудник не работал с подобной документацией, наличие допуска уже вводит ограничения.

Степени секретности данных

Под запрет подпадают сотрудники с прямым доступом к государственным сведениям. Специалист в реальности не всегда использует имеющуюся возможность. Тогда руководство может дать официальное разрешение на короткий выезд. Выделяют следующие степени секретности.

  1. Особо важные сведения. Допуск получают руководители ведомств, а также начальники регионального уровня. Он предоставляется только при крайней необходимости.
  2. Охраняемая государством и совершенно секретная информация, с которой знакомятся оперативники.
  3. Засекреченные данные. Их используют любые сотрудники, если того требует исполнение обязанностей.

Отказывают в возможности покинуть Россию лицам, которые получили доступ к 1 и 2 форме допуска. В последнем случае не накладываются ограничения, но рекомендуется без достаточной необходимости не покидать РФ.

Реклама

Бесплатная юридическая поддержка по телефону:

Санкт-Петербург и область +7 (812) 317-60-18
Федеральный номер +8 (800) 500-27-29 доб. 859

В какие страны можно выезжать

Госслужащим допускается отдых в регионах России. Им предоставляется временное отбытие, но в ограниченное число мест. Список разрешенных стран для военнослужащих включает 13 государств, среди которых выделяют Кубу, Казахстан, Абхазию, Китай и Белоруссию.

Прежде чем планировать поездку, ее согласуют с руководством. Претендент подает рапорт, дожидается официального разрешения. Учитывается, в какие страны можно выезжать военнослужащим. Только так планируется отпуск без срывов.

Куда запрещено

Это в первую очередь США и другие государства-члены НАТО. Не допускается посещение Турции, Израиля и Египта. Это же касается и арабских страх с сильной позицией ваххабитов. Также не следует ехать на Украину и в Прибалтику.

В перечне находится 150 стран. Лучше перед покупкой билетов и бронью отеля с ним ознакомиться. Важные сведения обновляются в режиме реального времени на веб-ресурсе МИДа.

Реклама

Возникла проблема? Позвоните юристу:

Санкт-Петербург и область +7 (812) 317-60-18
Федеральный номер +8 (800) 500-27-29 доб. 859

Правила для военнослужащих

Если возникает серьезная необходимость для выезда из РФ, следует подать непосредственному начальнику рапорт. При утвердительном решении загранпаспорт получают на основе предоставленной справки. Не ограничивается выезд за границу военнообязанного. Но важно не планировать отдых во время призыва.

Правила регламентируются ФЗ № 114 от 15.08.1996. Ограничения не распространяются на родных и близких. Выезд военнослужащих за границу в 2019 году связан с допуском к гостайне и работой в ВС РФ.

Для сотрудников силовых структур

Госслужба всегда связана с различными по характеру ограничениями. Основным является организация режима секретности при выезде за границу. Госслужащие подчиняются вертикально устроенной структуре.

Исходя из этого командование определяет, кто и при каких обстоятельствах имеет возможность временного отбытия из России. Рапорт на выезд за границу подается заранее, так как на рассмотрение уходит некоторое время.

После получения одобрения, необходимо забрать паспорт. А при отказе вносятся исправления, если они допускаются.

При подготовке заявления на выезд за границу госслужащим используется образец, который содержит следующие разделы:

  • страна;
  • цель и длительность поездки.

В рапорте обязательно описывается маршрут и планируемое к использованию транспортное средство. Необходимо перечислить тех, с кем намеревается провести отпуск. Указывается источник оплаты поездки.

МВД

Куда можно ехать отдыхать сотрудникам полиции? Выделяют 13 государств, которые не запрещено посещать. При желании отпускники отправляются во Вьетнам, на Кубу или в Китай. А тем, кто предпочитает европейский отдых, лучше ограничиться Беларусью.

В результате военных рисков постоянно разрастается список запрещенных к посещению мест. Государство стремится обеспечить безопасность для служащих из правоохранительных ведомств. Могут ли работники прокуратуры выезжать за границу? Это допустимо, но список ограничивается.

Росгвардия

Деятельность этой структуры регламентируется ФЗ № 226 от 03.07.2016, а для ее формирования набирают военных и гражданских специалистов. Поэтому при вопросе разрешен ли выезд за границу сотрудникам Росгвардии, приходится ориентироваться на должностные обязанности конкретного специалиста.

ФСБ

При работе с закрытыми сведениями сотрудникам этой структуры не разрешается выезд из страны. Правило касается руководства и обычных специалистов. Действие устанавливается до особого предписания. Могут ли сотрудники ФСБ выезжать за границу? Многое определяется уровнем секретности.

Сотрудникам таможенной службы

Поездки нежелательны, как и для других ведомств. Фактические ограничения накладывают, если доступна государственная тайна. Для их снятия специалист подает рапорт.

Работникам МЧС

В службе присутствуют гражданские лица, но важные обязанности возлагаются на воинский контингент. Приказ МЧС о выезде за границу 2019 года распространяется на лиц с разрешением пользоваться закрытыми сведениями.

Рекомендации применяются к обычным сотрудникам без допуска, но напрямую запрещения нет. Они должны действовать по политическим обстоятельствам и семейной ситуации. Список стран, разрешенных для выезда сотрудникам МЧС, общий для всех правоохранительных структур. Он ограничен 13 государствами. Посещение региона НАТО и США расценивается в качестве угрозы для специалистов из силовых ведомств.

Особенности оформления разрешения

Служащий должен запросить справку, что ему предоставляется возможность покинуть страну с указанием периода. Ее передают в отдел кадров, где находится загранпаспорт. Затем можно действовать самостоятельно. Нелишним будет дополнительно проверить задолженность перед выездом за границу. А чтобы получить положительное решение, важно соблюдать определенный порядок действий.

Скачать заявление для получения разрешения на выезд

Необходимые документы

Предварительно нужно ознакомиться с возможностью отправиться отдыхать за пределы государства. Затем подается заявление установленного образца. Какие документы нужны для выезда за границу служащим из правоохранительных органов? Важно выполнить определенные действия:

  • написать рапорт;
  • дождаться разрешения;
  • подать его за подписью руководителя в отдел кадров;
  • получить заграничный паспорт.

Если планируется отдых на период от 15 суток, вопрос решается непосредственным начальником с его руководителем. После приезда паспорт необходимо вернуть за 5 дней. Разрешение рассматривается тщательно, а при неподчинении возможно увольнение.

Подводя итоги

Чтобы поехать за границу, сотруднику из силового ведомства придется оформить разрешение. И даже при его наличии важно выбирать место отдыха среди ограниченного перечня государств.

(29 4,79 из 5)

Вам также будет интересно

Источник: https://vgrazhdanstve.ru/migratsiya/vyezd-za-granicu-gossluzhashhim.html

Государственная служба в органах внутренних дел (стр. 1 из 10)

Сотрудники мвд являются госслужащими?

ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ

Кафедра юридических дисциплин

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине

“Государственная служба в органах внутренних дел”

ТЕМА № 1

“Государственная служба в органах внутренних дел,

как разновидность федеральной государственной службы”

Время – 2 часа.

ОМСК-2006

Вопросы

Введение

1. Правовой статус государственного служащего российской федерации

2. Понятие и основные признаки государственной службы в органах внутренних дел

3. Принципы службы в органах внутренних дел Российской Федерации

4. Правовой статус сотрудника органов внутренних дел

Введение

Служба в органах внутренних дел является разновидностью государственной службы. Наряду с общими признаками, свойственными для всей государственной службы, она обладает специфическими чертами, которые характеризуют ее как самостоятельную часть в общей системе государственной службы Российской Федерации.

В первую очередь ее самостоятельность обусловлена выполнением особых функций по обеспечению законности, правопорядка, общественной и личной безопасности, а также по борьбе с преступностью и правонарушениями.

В своей деятельности сотрудники органов внутренних дел наделены правом применения мер непосредственного государственного принуждения. Являясь представителями власти, эта категория государственных служащих способна совершать действия, влекущие юридические последствия в отношении субъектов не связанных с ними служебными отношениями.

Сотрудникам органов внутренних дел предоставлено право по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В последние годы произошло существенное обновление законодательства, регламентирующего деятельность органов внутренних дел, что послужило необходимой правовой базой для реформирования института государственной службы в органах внутренних дел.

Процесс законотворчества о службе в органах внутренних дел находится в постоянной динамике. В настоящее время готовится Закон “О правоохранительной службе Российской Федерации”.

Разрабатываются и принимаются ведомственные предписания, регламентирующие службу в органах внутренних дел.

Данная лекция имеет своей целью показать место службы в органах внутренних дел в системе государственной службы России.

1. Правовой статус государственного служащего российской федерации

Правовой статус – комплексная характеристика правового положения государственного служащего как субъекта права. Он характеризуется наличием многочисленных параметров и показателей, проявляющихся в связи с замещением государственной должности, выполнением или профессиональным обеспечением полномочий государственного органа.

Государственный служащий является лицом, органически интегрированным в систему государственно-служебных отношений, урегулированных публичным правом, нормами конституционного, административного, трудового и иных отраслей права. Эти отношения реализуются от имени и по поручению государства, в интересах общества и каждого гражданина, под контролем государства и народа.

Государственным служащим является гражданин Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий соответствующее профессиональное образование и исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В настоящее время вопрос о статусе государственного служащего в соответствии с принципами открытого демократического, правового государства пока не решен.

По сути дела проведено, как говорится, лишь “развертывание статуса наемного работника в государственных органах, регулируемого трудовым законодательством, в статус государственного служащего”.

Российское законодательство и практика государственного строительства пока не вышли на уровень понимания статуса государственного служащего как человека государственного, служащего государству и защищенного государством, человека, способствующего обеспечению социально-политических и экономических ценностей общества. Мы пока недалеко ушли от понимания статуса как набора определенных прав, обязанностей и ответственности по должности, в рамках которых и реализуется потенциал государственной власти.

Какова же структура правового статуса государственного служащего?

Исходным пунктом характеристики правового статуса государственного служащего Российской Федерации является статус гражданина Российской Федерации, который органически включает в себя:

а) конституционный статус российского гражданина;

б) статус работника в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации;

в) административно-правовой статус в соответствии с нормами Федерального закона “Об основах государственной службы Российской Федерации”. Тем самым статус государственного служащего представляется как трехмерное пространство человека, гражданина и должностного лица, реализующего государственную власть как общественный интерес, оформленный правом.

Этот вывод логично вытекает из сущности государственной службы и института гражданства, которая в Федеральном законе “О гражданстве Российской Федерации” от 9 апреля 2002 г.

определяется как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанных на уважении достоинства человека, его прав и свобод.

Именно с наличием гражданства и конституционно закрепленного права равного доступа граждан к государственной службе законодательство связывает право человека участвовать в политической жизни страны и управлении делами государства и общества в целом.

Не граждане России, лица без гражданства, люди, имеющее двойное гражданство права на государственную службу лишаются. Такая практика существует практически во всех цивилизованных странах.

Второй по значимости характеристикой (признаком) правового статуса государственного служащего является владение государственным языком. Таким языком является русский. Казалось бы, все понятно. Но далеко не во всех субъектах Российской Федерации однозначно трактуется эта правовая норма.

Поскольку в Федеральном законе “Об основах государственной службы Российской Федерации” конкретно не указано, о каком языке идет речь, то некоторые политики и юристы пытаются русский язык подменить государственным языком национальной республики или, наоборот, дополнить требование знания русского языка знанием государственного языка своей республики. Есть ученые, которые стараются научно обосновать справедливость такой позиции. Представляется, что такая позиция требует более пристального научно-правового исследования, хотя, вероятно, она продиктована скорее политическими соображениями, чем потребностями совершенствования системы государственного управления.

Важнейшим по значимости признаком, отражающим правовой статус государственного служащего, является занимаемая им государственная должность, определяющая место и роль работника в государственно-служебной иерархии, содержание, возможности и объем его участия в работе того или иного государственного органа.

В научной литературе можно встретить достаточно большой разброс толкований понятия “государственная должность”, что объясняется многими объективными факторами и субъективными причинами: разнообразие трактовок – это своего рода реакция на неустойчивость и непрочность современного положения государственного служащего, которая заложена в самой сложившейся системе учреждения государственных должностей государственной службы, зависимости должностной структуры аппарата государственного органа от его руководителя. Например, в субъектах Российской Федерации государственные должности устанавливаются не государством в целом, а властями субъектов Федерации по их собственному усмотрению. Результат: поменялся губернатор – меняется не только “команда”, но и подавляющая часть аппарата администрации на более, как кажется, “надежных” работников. Реально такими же возможностями формирования должностной структуры аппарата и его кадрового наполнения обладают министры и другие первые руководители государственных органов.

Наблюдается отсутствие четкой и строгой институциональности государственных должностей, отсутствие прочного организационно-правового порядка в кадровых назначениях, что ведет к подрыву доверия к государственной службе. По сути дела неофициально признается право на политизацию аппарата, на использование его в качестве так называемого административного ресурса.

Поэтому, как представляется, правильную позицию занимают те ученые, которые настаивают на “статусном выравнивании” должностей государственной службы: объем полномочий, уровень ответственности по должности может и должен быть разный, а вот статус государственного служащего как представителя и олицетворения государства один: служащий Государства Российского.

Этот момент следовало бы учесть в процессе реализации президентской федеральной Программы реформирования государственной службы Российской Федерации на 2003-2005 гг[1]. Только так нам удастся увязать в единое целое государственный интерес, функции данного конкретного государственного органа, статус должности, статус государственного служащего, его личный и социальный интерес.

Квалификационные требования частично сформулированы в Указе Президента Российской Федерации “О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы” от 30 января 1996 г.

В качестве квалификационных установлены специальные требования: к уровню и профилю образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы; стажу и опыту работы в государственных органах и по специальности; знанию Конституции страны, федеральных законов, конституций и уставов субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Источник: https://mirznanii.com/a/26237/gosudarstvennaya-sluzhba-v-organakh-vnutrennikh-del

К юристу
Добавить комментарий