Относятся ли суды к правоохранительным органам?почему?

Правоохранительные органы (стр. 1 из 6)

Относятся ли суды к правоохранительным органам?почему?

Международный институт экономики и права

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ

ОРГАНЫ

2008

Тема 1. Основные понятия, предмет и система курса

Под правоохранительной деятельностью многие ученые понимают «предусмотренные нормативными правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства в целом, а также на обеспечение законности и правопорядка». Ряд исследователей относят к правоохранительной деятельности судопроизводство (уголовный процесс) и обеспечение безопасности. По мнению В.К. Боброва, к правоохранительной деятельности можно отнести охрану общественного порядка, а Н.И. Рыжак и Ю.Ф. Кваша считают правоохранительной деятельностью и внешнюю разведку.

Венгерский юрист Р.К. Месарош, отдавая безусловный приоритет защите прав и свобод человека, призывает считать правоохранительной только деятельность судов (осуществление правосудия). Но есть и прямо противоположное мнение.

В.С. Нерсесянц замечает, что правоохранительными являются все государственные органы, а выделение отдельной группы каких-то особых правоохранительных органов означает, что все остальные государственные органы в сфере своей компетенции не занимаются и не должны заниматься правоохранительной, правозащитной деятельностью.

В учебнике «Правоохранительные органы» (под ред. О.А. Галустьяна. М., 2002) предложено для характеристики деятельности органов государства, именуемых правоохранительными органами, использовать термин «правоохрана».

1. Какова Ваша точка зрения на содержание и основные направления правоохранительной деятельности? Проанализируйте вышеприведенные точки зрения. Какая из них, на Ваш взгляд, наиболее точна? Свой ответ обоснуйте.

«Правоохранительную службу» вправе осуществлять т/о госуд. органы. Для харак-ки этой деятельности целесообразно использовать термин «правоохрана». Под правоохраной следует понимать урегулированную правом деятельность управомоченных органов гос-ва по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общ-ва и гос-ва.

Существенные признаки:

– правоохрана – это вид госуд. деятельности по обеспечению правового порядка;

– данный вид деят-ти осуществляется управомоченными органами гос-ва

– принудительный хар-р деят-ти по обеспечению правового порядка

– осуществление деят-ти органов гос-ва на основе обеспечения баланса интересов личности, общ-ва и гос-ва.

Виды (формы): конституц. судопроиз-во, администр. судопроиз-во, оперативно-розыскная деят-ть и др.

Исследователи выделяют различные признаки правоохранительных органов:

правовая регламентация их статуса и деятельности;

защита (охрана, обеспечение) прав и законных интересов физических и юридических лиц, обеспечение законности и правопорядка;

определенная организационная форма;

конституционно-правовой статус в виде специфической компетенции;

системное построение с учетом федеративного устройства Российской Федерации; наличие в их распоряжении средств (предусмотренных прав), позволяющих решить стоящие перед ними задачи;

подконтрольность определенным органам государственной власти и т.д.

2. Какие из этих признаков, на Ваш взгляд, относятся к числу понятиеобразующих, а какие нет?

Под правоохранительным органом следует понимать орган государства, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме.

В основе такого определения находятся следующие существенные признаки:

1) права и обязанности правоохранительного органа урегулированы нормами права;

2) каждый правоохранительный орган осуществляет свою деятельность путем проведения специфических действий;

3) принудительный характер специфических действий правоохранительного органа;

4) определенная процессуальная форма осуществления специфических действий.

Только при наличии всех четырех существенных признаков можно установить принадлежность того или иного органа государства к правоохранительным органам.

3. Как Вы считаете, какие правоохранительные органы призваны осуществлять конституционный контроль, отправление правосудия, прокурорский надзор, расследование преступлений, оказание юридической помощи и защиту по уголовным делам?

Конституционный контроль. Эту функцию выполняет Конституционный Суд Российской Федерации.

Судебная власть, будучи самостоятельной ветвью государственной власти, имеет прямое отношение к деятельности иных правоохранительных органов.

Обеспечивая права и законные интересы граждан, государственных и иных публичных органов, общественных объединений, хозяйственных организаций, суд в конечном итоге дает оценку правоправности их деятельности, в том числе и деятельности всех других правоохранительных органов.

В Российской Федерации функционируют система федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных (экономических) судов, а также мировые судьи-суды субъектов Российской Федерации. При Верховном Суде Российской Федерации состоит Судебный департамент, задача которого заключается в организационном обеспечении судебной деятельности (подготовка кадров, финансирование, снабжение и т.д.).

Прокурорский надзор, как самостоятельное направление правоохранительной деятельности, включает надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов на всей территории страны К функциям прокуратуры также отнесено расследование преступлении и участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел. Систему прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, составляют прокуратуры субъектов Российской Федерации, а также прокуратуры городов, районов, другие территориальные, военные и специализированные прокуратуры.

Обеспечение охраны порядка и безопасности включает реализацию мер по защите прав и свобод человека, безопасности граждан, общества и государства, пресечение противоправных проявлений. Эти функции осуществляют Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, таможенные службы.

Выявление и расследование преступлений – особое направление правоохранительной деятельности должностных лиц (оперативных сотрудников, дознавателей, следователей), входящих в соответствующие подразделения прокуратуры, органов внутр. дел (милиции), ФСБ, органов наркоконтроля и тамож. служб

4. Выявите общее и особенное в понятиях «правоохранительные органы», «правозащитные органы», «правоприменительные органы».

Правоохранительные органы – органы, которые призваны охранять права и законные интересы гос-ва и его граждан.

Более широким явл-ся понятие «правоприменительные органы». Применять право –действовать на основании норм закона. Без применения законодательных норм невозможна жизнедеятельность граждан, гос-ва и соврем-го общ-ва.

Право применяют и физич-ие, и юрид. лица. Но о правоприменительных органах речь идет т/о в том случае, когда право применяют госуд-ые органы. К ним относятся все органы гос-ва, включая и правоохранительные. Таким обр, правоохр.

органы явл-ся частью правоприменительных.

Тема 2. Источники права о судебной системе и правоохранительных органах

В действующем федеральном законодательстве учтены и детально конкретизированы практически все сферы обеспечения жизнедеятельности правоохранительных органов, пути и способы, гарантирующие создание нормальных условий для осуществления деятельности этих органов.

Многие ученые считают, что подробная правовая детализация полномочий, которые одновременно должны рассматриваться как функции правоохранительных органов, максимально снижает влияние субъективных факторов в деле обеспечения их деятельности, ослабляя их зависимость от взглядов и позиций ведомственных чиновников.

В то же время распространено (особенно в субъектах Федерации) мнение, расходящееся с вышеизложенным: источники права, регулирующие деятельность правоохранительных органов, к сожалению, не формируются «снизу», из практики реальных правоотношений. Из этой констатации делается вывод о недостатках всей системы правоохранительных органов.

1. Какая точка зрения представляется Вам правильной? Свой вывод аргументируйте.

2. Предложите свою классификацию источников права для судов. Поместите ли Вы в перечень источников постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации?

1. Конституция РФ

2. Федеральные конституц-ые законы

3. Федеральные и иные законы

4. Подзаконные акты

– указы и распоряж. Президента РФ,

– постановления и распоряж. Правительства РФ

– ведомственные норм. акты: приказы, указания, инструкции и т.д.

– постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации занимают особое место, связанное с формированием правоприменительной практики.

В них на базе обобщения судебной практики содержатся разъяснения по применению законодательства при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел.

Некоторые постановления пленумов высших судов содержат вопросы, имеющие отношение к организации работы судов.

3. Попытайтесь привести названия нескольких правовых актов, в том числе незаконодательных источников права, которыми руководствуются правоохранительные органы и учреждения в Российской Федерации.

Международные пакты, декларации и договоры с др. гос-ми, Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая Генеральной Ассамблеей ОООН, указы и распоряжения Президента РФ

4. Как Вы считаете, почему некоторые юристы считают, что курс «Правоохранительные органы» базируется на положениях конституционного права? Какие конкретно нормы конституционного права, на Ваш взгляд, следует считать правовой основой системы, структуры и деятельности правоохранительных органов?

Источник: https://mirznanii.com/a/31270/pravookhranitelnye-organy

Относится ли суд к правоохранительным органам – Малина-групп

Относятся ли суды к правоохранительным органам?почему?

Интересно? Расскажите друзьям   

1. Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

2. Правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

3. Классификация правоохранительных органов соответствует видам правоохранительной деятельности.

Классификация правоохранительных органов РФВиды правоохранительной деятельности
  • Конституционный Суд РФ;
  • Конституционные суды республик РФ
конституционный контроль
Суды общей юрисдикцииправосудие
Министерство юстиции РФорганизационное обеспечение деятельности судов
Прокуратура РФ
  • прокурорский надзор;
  • выявление и расследование преступлений
Органы внутренних делвыявление и расследование преступлений
Адвокатураоказание юридической помощи и защита по уголовным делам
Министерство внутренних дел РФнепосредственное обеспечение правопорядка в стране

4. Основные функции правоохранительных органов:

  • охрана государственного и общественного строя;
  • укрепление законности и правопорядка;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;
  • борьба с преступностью.

5. Основные правоохранительные органы РФ

Название органаЕго сущностьСтруктураОсновные направления деятельности
Прокуратура РФЕдиная централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов— Генеральная прокуратура РФ.— Прокуратуры субъектов РФ.— Военные и специализированные прокуратуры.— Прокуратуры городов и районов— Надзор за исполнением законов— Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.— Уголовное преследование в соответствии с полномочиями.— Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.— Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя.— Опротестовывание противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда.— Осуществление расследования преступлений, предусмотренных законом
Министерство внутренних дел РФФедеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности— Служба криминальной милиции.— Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.— Служба милиции общественной безопасности.— Следственный комитет.— Федеральная миграционная служба.— Служба собственной безопасности.— Внутренние войска и др.— Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.— Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений (оперативно-розыскная и экспертно-криминалистическая деятельность).— Обеспечение исполнения уголовных наказаний.— Руководство органами внутренних дел и внутренними войсками.— Совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности.— Совершенствование работы с кадрами органов внутренних дел.— Развитие и укрепление материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск
Министерство юстиции (Минюст) РФФедеральный орган исполнительной власти, проводящий и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти— Центральный аппарат.— Территориальные органы и учреждения Минюста РФ.— Территориальные органы и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ.— Учреждения и организации, обеспечивающие деятельность Минюста РФ (например, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации и др.)— Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (разработка проектов нормативных актов, экспертиза законов РФ и др.).— Создание необходимых условий проведения судебной реформы, функционирования судов общей юрисдикции и военных судов.— Государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти.— Регистрация уставов общественных и религиозных объединений.— Организация и развитие системы юридических услуг.— Повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции.— Осуществление международно-правовой деятельности по охране прав и законных интересов граждан.— Организация уголовно-исполни­тельной системы, обеспечение исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности данной системы

Источник: http://humanitar.ru/page/ch6_21

является ли суд правоохранительным органом

Суд это и правотворческий и правоохранительный и правоприменительный орган.

Пример правотворчества-верховный суд принимает постановление своего пленума, который носит характер императивности для нижестоящих судов, которые должны исполнять предписания постановления.

правоохранительным он являеться тогда когда выносит решерие по тому или иному делу. правоприменительным онявляеться например в случае когда выносит санкцию на обыск, помещения по аарест. удачи.

Если человека осудили на два года условно и тут же амнистировали в зале суда, является ли он судимым?

Является судимым однозначно, в базе данных правоохранительных органов будут иметься сведения о том когда, по какой статье возбуждено уголовное дело, когда и какая мера пресечения была избрана, когда и каким судом какая мера наказания была избрана и у связи с какой нормой Закона амнистия.

Статья 86 Уголовного Кодекса РФ определяет, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

Согласно ч. 2 ст. 84 Уголовного Кодекса с лиц, отбывших наказание, актом амнистии может быть снята судимость. Согласно ч. 1 ст. 400 Уголовно-Процессуального Кодекса РФ, вопрос о снятии судимости в соответствие со ст.

86 Уголовного кодекса РФ разрешается по ходатайству лица, отбывшего наказание, судом или мировым судьей по уголовным делам, отнесенным к его подсудности, по месту жительства данного лица.

Является!

Статья 84 УК РФ Амнистия 1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц. 2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности.

Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания.

С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

Он является судимым, но актом амнистии освобожден от наказания.

а суд являются правоохранительным органом в России? Насколько я знаю, правоохранительные органы — целиком и полностью — исполнительная ветвь власти. Подчиняются вышестоящим инстанциям. А суд — отдельная, судебная, ветвь власти. Независимый орган

на скоко я знаю нет, правоохраные органы эт менты, а суд этосудебная власть

Источник: http://malina-msk.ru/otnositsya-li-sud-k-pravoohranitelnym-organam/

Суд как орган судебной власти. Правоохранительные органы Российской Федерации

Относятся ли суды к правоохранительным органам?почему?

Во все времена люди не были разрозненной массой. Они всегда пытались объединиться в формацию. Первой подобной структурой была родоплеменная община. Но она показала свою неэффективность, когда речь заходила о координации деятельности большого количества людей. Таким образом, общество постепенно стало создавать новую формацию, которая со временем превратилась в государство.

Конечно, на сегодняшний день подобная социальная структура ни для кого не является чем-то сверхъестественным. Государств в мире большое количество. Но регулирование деятельности такой большой структуры происходит посредством власти, то есть реальной возможностью влиять на действия социума. Она проявляется в разных вариациях.

Большое значение в процессе координации функционирования той или иной страны имеют правоохранительные органы. Среди них ключевую роль играют суды. В большинстве стран такие ведомства представляют совершенно отдельную ветвь власти. Таким образом, суд, как орган судебной власти, наделен большим количеством характерных особенностей.

Их мы попытаемся рассмотреть на примере судебной системы Российской Федерации.

Правосудие и разделение властей

Как мы знаем, существует принцип разделения государственного управления. В свое время он стал настоящей инновацией. Его изобрели в период Нового времени, когда практически весь мир был погружен в огонь революции.

Главной задачей людей на тот момент стала разработка принципиально новой модели политико-правового устройства государства, которое должно было существовать для граждан. Учитывая эти тенденции, два мыслителя – Джон Локк и Шарль-Луи де Монтескье, разрабатывают принцип разделения властей.

Согласно ему, все государственное управление делится между законодательной, исполнительной и судебной ветвями. На основе данного принципа функционируют практически все современные государства. Судебные органы являются представителями одноименной ветви.

Судебная власть – понятие

Как мы выяснили, современные государства построены на принципе разделения сфер управления. Судебная власть в данном случае является одной из основных ветвей. При этом её субъектами могут быть далеко не все государственные органы, а лишь те, которым присущи некоторые особые полномочия.

С их помощью система подобных ведомств может координировать практически все общественные отношения. По своей юридической характеристике судебная власть является правоприменительной сферой. Её главная задача – разрешение определенных вопросов, возникающих в процессе деятельности социума.

Основными представителями ветви в РФ являются суды и судьи.

Функции ветви

По сути, соответствующая ветвь тождественна всей системе определенных органов. То есть, суды – это судебная власть, если не вдаваться в теоретические осмысления. Поэтому многие понятия, относящиеся к ветви, можно также применить к органам, которые являются её непосредственными реализаторами. Таким образом, существуют следующие функции суда, а именно:

  • осуществление контроля над законностью мер принуждения процессуального характера;
  • организация правосудия на территории государства, в нашем случае РФ;
  • толкование юридических норм;
  • фактическое удостоверение юридически значимых фактов;
  • ограничение граждан РФ в их правосубъектности на основании конкретных законодательных норм.

Данные функции суда касаются исключительно органов Российской Федерации. Однако в большинстве стран они являются такими же, с долей небольших изменений.

Принципы деятельности судов и судебной власти

Любые правовые, политические или иного рода структуры в нашем и ином государстве функционируют на основе ряда определенных принципов, то есть, исходных положений. В РФ они базируются в главном акте нашего государства – Конституции. Согласно её положениям деятельность суда основывается на следующих принципах, а именно:

  • все органы соответствующей ветви власти полностью самостоятельны и независимы;
  • их деятельность реализуется путем применения правовых норм в рамках административного, гражданского, уголовного и иного судопроизводства;
  • статус судей един на всей территории РФ;
  • правосудие осуществляется исключительно судами и никем более;
  • организация суда любой юрисдикции осуществляется за счет государственного бюджета.

Эти принципы показывают развитость судебного сектора в Российской Федерации на сегодняшний день. Это не удивительно, так как на органы данной ветви возложен ряд крайне серьезных функций.

Место судов в РФ

По сути, Россия – это классический представитель государства, в котором наглядно функционирует принцип разделения сфер управления. Суд, как орган судебной власти, является полностью независимым.

Однако в силу различных причин исполнительная власть в некоторых случаях все же влияет на деятельность ведомств, осуществляющих правосудие. Это негативно сказывает на юридическом полисе государства и жизни населения.

Помимо того, данный факт является свидетельством необходимости проведения определенных реформ.

Система судов России – общие понятия

Практически все органы, принадлежащие к той или иной ветви власти, представляют собой единую иерархичную систему. В свою очередь, суд и судьи, работающие в них, также входят в правоприменительную структуру.

Конечно, их деятельность подчинена нормам определенных актов. Во-первых, суды функционируют в рамках Конституции и не могут выходить за них.

Во-вторых, ключевым актом в системе нормативного регулирования является Федеральный Закон «О судебной системе Российской Федерации».

Что касается самой структуры органов, то она иерархична. При этом существует несколько линий деятельности. То есть различные суды имеют собственную правовую направленность или же юрисдикцию, если говорить простым языком.

Два уровня функционирования

Следует помнить, что суд как орган судебной власти может функционировать на нескольких ступенях государственной иерархии. Учитывая устройство нашей страны, можно выделить два уровня деятельности, а именно:

  • федеральный;
  • уровень субъектов федерации.

В соответствии с этим строится вся система судов в России. При этом существует также общенациональный уровень, но это уже сфера деятельности высших инстанций.

Система органов правосудия

Органы упомянутой в статье ветви расположены в иерархичной структуре. Она состоит из большого числа ведомств разной функциональной направленности. Таким образом, в национальную систему судов входят следующие органы, а именно:

  1. Конституционный суд РФ.
  2. Суды общей направленности, которые делятся на две категории: основное звено и военные инстанции.
  3. Арбитражные органы.

Следует отметить, что состав суда каждой направленности будет совершенно разный. Этот аспект зависит от рассматриваемых дел, особенностей производства и т.п.

Что касается разделения всех инстанций, то она, как правило, осуществляется по территориальности и типу производств.

То есть, уголовный процесс – это прерогатива судов общего звена, а вот все споры юридических лиц рассматриваются в арбитражных органах.

Общая юрисдикция: особенности

Полномочия суда общей юрисдикции заключаются в том, что он может осуществлять деятельность в рамках гражданского, уголовного и административного производства.

Граждане могут обращаться в данные органы в порядке первой инстанции, а также апелляции и кассации. Основным звеном общей юрисдикции являются, конечно же, районные суды.

Стоит отметить, что в некоторых случаях они могут быть апелляционными инстанциями. Такое возможно в случае предварительного рассмотрения дела мировым судьей.

Апелляционными инстанциями являются органы субъектов Российской Федерации. Кассационное рассмотрение производится соответствующей коллегией Верховного суда РФ. Общая юрисдикция также содержит в своем составе военные инстанции. Данные суды действуют в Вооруженных силах.

Они реализуют специфические задачи. Основой их деятельности являются преступления, которые совершаются представителями Вооруженных сил Российской Федерации.

Помимо того, в их ведении находятся также дела гражданского характера, которые возникают из споров между военнослужащими и непосредственно Министерством обороны России.

Арбитражная отрасль

Все экономические споры между юридическими лицами рассматриваются отдельной линей органов. Полномочия судов арбитражной направленности обуславливаются спецификой их дел. Как правило, они возникают из административных и гражданских правоотношений.

Понятие экономического спора в данном случае является ключевым. Так как оно характеризует работу целой системы органов. Экономический спор в данном случае – это определенного рода разногласие между лицами, которые участвуют в экономической жизни и являются юридическими.

Субъектами таких отношений могут быть также граждане-предприниматели.

Что касается системы арбитражных судов, то она состоит из следующих элементов, а именно:

  • первые инстанции на уровне округов;
  • арбитражные апелляции;
  • кассационные инстанции арбитражной направленности;
  • судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ.

Все представленные органы реализуют свои полномочия повсеместно. Так как экономические споры часто возникают в современной жизни.

Конституционный суд РФ

Наиболее «маститым», если можно так выразиться, является одноименный с основным законом орган. Конституционный суд Российской Федерации имеет достаточно специфические полномочия. Прежде всего, в число его основных функций входит контроль. Но существуют иные полномочия суда.

  1. На основе запросов представителей высших органов власти Конституционный суд может разрешать вопросы о соответствии тех или иных нормативных актов положениям основного закона.
  2. В порядке конституционного судопроизводства также разрешаются споры о компетенции органов государственной власти.
  3. Данная инстанция дает официальное толкование положений Конституции.
  4. Конституционный суд имеет право выдвигать свое заключение о правильности и соблюдении порядка при обвинении Президента РФ.

Помимо того, упомянутая инстанция может быть инициатором нормотворчества. Состав суда конституционной юрисдикции включает в себя девятнадцать членов.

Вместо послесловия

Итак, мы выяснили, что суд как орган судебной власти самостоятелен и независим. В своей работе он реализует специфические функции, направленные на разрешение конкретных споров и реализацию юридической ответственности.

Источник: https://FB.ru/article/263238/sud-kak-organ-sudebnoy-vlasti-pravoohranitelnyie-organyi-rossiyskoy-federatsii

Правоохранительные органы РФ. Суд, адвокатура, нотариат, ФСБ, ФСО, таможня и др.. урок. Обществознание 7 Класс

Относятся ли суды к правоохранительным органам?почему?

Идеальным обществом была бы такая организационная структура, в которой все люди сами исполняли бы законы, но пока это невозможно. Люди не настолько совершенны, чтобы они не нарушали закон, и, естественно, государству нужны органы, которые бы следили за исполнением законов или предотвращали противоправные действия граждан.

В систему правоохранительных органов входит очень много организационных структур: суды РФ, Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел (полиция), таможня и др. организации.

ФСБ

Федеральная служба безопасности (рис. 1) – одна из самых старых организаций, осуществляющих правозащитную и правоохранительную деятельность в России. ФСБ много раз структурировалась и по-разному называлась: НКВД, КГБ, в царское время – жандармерия.

Основной работой этой организации является контрразведка (защита государства от шпионских акций иностранных государств), борьба с терроризмом, защита государственных интересов в самых разных областях. Угроз у государства может быть много, и их достаточно сложно структурировать.

До недавнего времени для государства не существовало такой угрозы, как кибертерроризм, потому что не было Интернета, теперь это объективная и конкретная угроза, которой противостоит ФСБ.

Готовят будущих сотрудников данной организации в специальной академии ФСБ, она находится в Москве и в 2011 году отмечала свое 90-летие.

Там обучают специалистов разного уровня и разной направленности: контрразведка, шифровальное дело, переводчики (это отделение считается одним из самых сильных во всем мире). ФСБ имеет свои структурные подразделения почти во всех городах России. Почти во всех государствах мира существуют подобные структуры, например в США это Федеральное бюро расследований (ФБР).

Рис. 1. Сотрудники ФСБ (Источник)

Кроме правоохранительных органов в состав организаций по контролю над законностью входят адвокатура и нотариат. Они не относятся к правоохранительным органам непосредственно, потому что не занимаются правоохранительной деятельностью. Адвокатура занимается защитой и представлением интересов российских граждан в судах.

Если права граждан ущемлены или если к человеку государство, в лице определенных органов, предъявляет какие-то претензии, человек может обратиться к адвокату, который будет его законным представителем в судах.

Адвокаты, защищая интересы граждан, защищают закон, но не являются правоохранительными органами в прямом смысле слова.

Нотариус фиксирует те или иные правовые акты, документы. Он свидетельствует о том, что заключена та или иная сделка, составляет сделки по завещанию или по передаче имущества (рис. 2).

Рис. 2. Нотариус (Источник)

ФСО

Тесно связана с ФСБ Федеральная служба охраны. Это специальное подразделение, которое занимается охраной высших должностных лиц государства. ФСБ и ФСО – схожие службы, а в прошлом они входили в единый Комитет государственной безопасности.

Сотрудники ФСО охраняют не только первых лиц государства, они также занимаются охраной объектов государственного значения и иностранных делегаций, которые приезжают в РФ. Подготовка сотрудников осуществляется тоже в специальной академии, где молодые люди готовятся по разным специальностям: охрана первых лиц, радиообеспечение и т. д. Подобные структуры тоже есть в различных странах мира.

В США есть Специальная служба охраны президента, занимающаяся еще и контрразведкой и конкурирующая с ЦРУ и ФБР. ФСО таких функций не выполняет.

Реформы в сфере правоохранительных органов затронули, в первую очередь, нотариат. Ставится вопрос о передаче этой организации полномочий по выдаче заграничных паспортов. Эта функция является трудоемкой и длительной по времени. В Советском Союзе граждане мало ездили за границу, так как государство было более закрытым.

Сейчас Россия глубоко интегрирована в мировое сообщество, граждане РФ выезжают за границу не только посмотреть мир, но и работать, покупать там имущество, недвижимость. Интеграционные процессы, которые запущены в мире, неизбежно приводят к постоянному перемещению граждан.

Проблема с загранпаспортами будет решена, если эти функции будут переданы нотариату.

Существуют и другие организации, занимающиеся правоохранительной деятельностью: частные охранные предприятия (рис. 3) и детективные агентства.

Такие организации занимаются охраной частных, а иногда и государственных объектов. Они следят за тем, чтобы не было нарушений общественного порядка.

Поскольку они занимаются правоохранительной деятельностью, хотя и являются частными организациями, должны выполнять свои функции в рамках закона.

Рис. 3. Частная охрана (Источник)

Таможня

Федеральная таможня – это правоохранительная служба, которая занимается защитой государства по его границам. Таможенники являются первым барьером на пути иностранных граждан, которые хотят ввезти на территорию России некачественный, контрабандный или запрещенный товар для продажи в РФ.

Таможенники занимаются сбором государственных пошлин из ввозимых товаров, которые облагаются специальным государственным налогом.

Если бы ввозимые товары не облагались таким налогом на территории РФ, они бы стоили дешевле, но тогда российские товары такого же качества, могли бы не выдержать конкуренции, а это означало бы потерю рабочих мест для российских рабочих. Вследствие этого социальная напряженность в стране могла бы возрасти.

Для того чтобы защитить отечественного производителя, страна проводит политику протекционизма, политику поддержки российского производителя. Таможня является одной из старейших организаций. Вплоть до времен Петра І в стране существовала и внутренняя таможня. При пересечении границы одного района с другим, любой купец должен был заплатить налог.

Частная детективная деятельность осуществляется специальными организациями, агентствами или отдельными лицами, имеющими специальную лицензию. Нельзя заниматься правоохранительной деятельностью, не будучи специально подготовленным человеком.

Никто не может организовать детективное или охранное агентство, не имея на это определенных прав. Как правило, люди, работающие частными сыщиками, имеют юридическое образование, служили в вооруженных силах или работали в правоохранительных органах.

Человек, работающий в этой сфере как частное лицо, должен уметь хранить тайну, поэтому такая деятельность лицензируется государством.

Рис. 4. Курсанты полиции (Источник)

На данном основном уроке шла речь об органах занимающихся лишь косвенно правоохранительными функциями, на следующем уроке пойдет речь о правоохранительных органах занимающихся такой работой непосредственно: полиции (рис. 4), прокуратуре, судах.

Список литературы

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 7. – М.: Просвещение.
  2. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 7. – М.: Дрофа.
  3. Данилов Д.Д., Давыдова С.М., Николаева А.А. и др. Обществознание 7. – М.: Баллас.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. E-college.ru (Источник).
  2. Piter-press.ru (Источник).
  3. Be5.biz (Источник).

Домашнее задание

  1. Запишите краткую характеристику основных правоохранительных органов РФ.
  2. Составьте 3 теста на тему правоохранительных органов России.
  3. Составьте небольшой список последних новостей, связанных с ФСБ или ФСО, используя интернет-ресурсы.
  4. * На основе ваших исторических знаний и материала урока, проведите исследование: какие функции правоохранительных органов являются самыми важными на ваш взгляд? Подумайте, насколько эффективны те или иные структуры этих органов, с помощью чего можно было бы улучшить их эффективность?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/7-klass/chelovek-i-zakon/pravoohranitelnye-organy-rf-sud-advokatura-notariat-fsb-fso-tamozhnya-i-dr

К юристу
Добавить комментарий