Обладают ли субъекты РФ суверенитетом?

Обладают ли субъекты рф суверенитетом

Обладают ли субъекты РФ суверенитетом?

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ Квест подготовили студенты группы ЮМЭП2-7 Григорян Сурен Шатько Глеб Хомченко Никита Уржумцева Екатерина Панкова Анастасия Хицкий Михаил Климова Лариса Назовите органы гос.

власи, которые не входят ни в одну из трех ветвей Прокуратура РФ ЦИК РФ Счетная палата РФ ЦБ РФ Из чего состоит судебная ветвь власти РФ?Конституционный Суд РФ Верховный Суд РФ Обладают ли суверенитетом субъекты РФ? Ни один субъект РФ не обладает суверенитетом Сколько автономных округа существует в РФ?Назовите их (Ханты-Мансийский а.о-Югра, Чукотский а.о, Ненецкий а.о, Ямало-ненецкий а.о) Обладают ли субъекты правом на сецессию?Нет(Сецессия-право на отделение) Кто представляет в России законодательную ветвь государственной власти?Федеральное Собрание Какое государство считается светским? Светское государство – это государство, признающее равенство религиозный конфессий, которые отделены от государства Какие из субъектов Федерации входят в состав другого субъекта?1)автономные округа 2) города федерального подчинения 3) автономная область и автономные округа Какие основные нормативные акты принимает Правительство России?

Территориально-государственные субъекты РФ, их виды и юридические признаки

1)Указы 2)Постановления и распоряжения 3)Законы Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства…

1)автоматически влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации 2) означает приостановление гражданства Российской Федерации 3) не влечет за собой прекращение гражданства Какими двумя документами регулируются конституционные основы организации гос. Указ Президента №215 Послание Президента Федеральному Собранию. (по ч 2 ст.3) Одним из способов обеспечения народовластия Назовите основные признаки организации гос.

Власти -обладают структурой -образуются в определенном порядке -выделяют мат.

Средства на осуществление функции -обладают государственно властными полномочиями -совокупность органов государства Что такое государственный орган?

Юридически оформленная, действующая в установленном порядке часть системы органов гос.власти, наделенная гос. средствами для решения задач и функций, возложенных государством.

На основании каких документов разграничиваются понятия государственный орган и орган государственной власти?

Указ Президента №1412 Определение Конституционного суда №55-0 от Что обеспечивает система федеральных органов?

Назовите статью Обеспечивает усиление единства системы государственных органов Ст.77 Раскройте такой признак как «легитимность и легальность» государственной власти.

Легальность: Способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности (формальная легальность) Легитимность: Принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.

Какой документ регламентирует систему и структуру федеральных органов исполнительной власти?

Указ Президента №314 Раскройте положение Указа Согласно Указу: принципиально не изменился механизм органов государственной власти, то есть выделяют органы руководства, деятельность которых осуществляет Президент (службы, которыми руководит Президент), а также государственные органы, деятельностью которых руководит Правительство (министерства), подведомственные службы.

В какой статье Конституции отражена структура Федерального Собрания? 95 1)10 2)14 3)18 4)12 1)Конституции РФ 2)Указов Президента 3)Законодательных актов субъектов РФ 4)Постановлений Правительства РФ 5) Федеральных конституционных законов, федеральных законов А.

Высшую законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное Собрание. Правительство РФ обеспечивает исполнение федерального бюджета.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 1) наличием государственного имущества, находящегося в их оперативном управлении и являющегося материальной основой их деятельности; 2) наличием финансовых средств, поступающих из бюджетных источников; 3) наличием своего счета в банке; 4) установленной для них организационной структурой и связанной с ней системой служебной подчиненности и служебной дисциплиной; 5) наличием необходимого для своего функционирования объема полномочий.

— предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данному региону.

Субъект федерации — это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство.

Субъекты РФ отвечают следующим критериям: — не обладают суверенитетом; — не имеют права на отделение или сецессию; — граждане любого субъекта РФ имеют равные основные права и обязанности на территории РФ; — закон субъекта РФ не может противоречить ФЗ; — перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

РФ — федеративное государство, сочетающее в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область = 1.

Заинтересованные субъекты РФ направляют президенту РФ предложение об образовании в составе РФ нового субъекта; 2.

Вопрос о его образовании подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ.

В случае положительного решения на референдумах проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта вносится Президентом РФ в Госдуму, где за его принятие должны проать 2/3 депутатов, затем данный закон рассматривает Совет Федерации, который должен одобрить его ¾ его членов.

После подписания закона президентом РФ вносятся изменения в части 1 Статьи 65 Конституции РФ.

В настоящее время Указами Президента РФ в Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами: 1) в соответствии со ст.

5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ; 2) каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ.

Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию; 3) субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти.

Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст.

77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти; 4) каждый субъект РФ праве иметь свою символикуфлаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).

Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса.

По данному критерию выделяются три группы субъектов: 1) Республики.

Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику.

Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.

2) Края, области, города федерального значения Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус.

Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г.

Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов РФ, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств.

Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта РФ наименование титульной национальности.

66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. Существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области.

В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края — Таймырский и Эвенкийский округа, и др.

Обладают ли республики в составе рф гос суверенитетом

Обладают ли субъекты РФ суверенитетом?

Это означает, что правовая природа органов государственной власти субъектов Федерации, несмотря на то, что они образовываются субъектами Федерации самостоятельно, определяется Российской Федерацией.

Относительно Российской Федерации в науке конституционного права вопросы суверенитета субъектов Федерации являются дискуссионными. Ряд авторов (А.Е. Постников, Ю.М. Ермакова, Р.М. Кочкаров, И.А. Умнова, В. В. Гошуляк и др.) отрицают наличие суверенитета субъектов Российской Федерации[6].

Они исходят из того конституционного положения, что носителем суверенитета является многонациональный народ Российской Федерации, а не население, проживающее на территориях отдельных субъектов Федерации[7].

Отсюда делается вывод, что Конституцией РФ устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской Федерации. Другие исследователи (Б.С. Эбзеев, Л.Л. Карапетян, Д.Н.

Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств.

Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации.

Библиография 1 Из публикаций конца ХХ — начала ХXI вв. следует отметить: Проблемы суверенитета в Российской Федерации. — М., 1994; Абдулатипов Р. Парадоксы суверенитета: перспективы человека, нации, государства.
М., 1995; Джунусов М.

Суверенитет как социальный феномен. — М.,1994; Карапетян Л.М. Федерализм и права народов. — М.,1999; Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации.
— М., 2000; Карапетян Л.М.

Особый статус российских республик

Внимание

Государственный суверенитет сосредоточился у федерации, завершением его было лишение штатов в результате гражданской войны 1861—1865 гг. права на сецессию (выход) из федерации.

Другими словами, в вопросе суверенитета федерации и суверенитета субъектов федерации был обнаружен иной, отличный от советской концепции, подход, признающий неделимость суверенитета и его закрепление только за федерацией[4].

Итак, современная конституционная теория исходит из неделимости суверенитета и, как следствие, — из отсутствия права сецессии у субъектов федерации. Ведь по сути дела наличие права сецессии позволяет утверждать, что субъекты федерации обладают государственным суверенитетом, хотя бы в ограниченном, усеченном виде и, используя право сецессии, они тем самым пользуются своим государственным суверенитетом.
Не обладая правом сецессии, субъекты федерации не обладают и государственным суверенитетом.

Проблемы суверенитета российской федерации

УДК 342.4 Т.Г. ИЛЮХИНА, аспирант Московского гуманитарного университета Вопросам государственного суверенитета посвящена обширная научная литература[1].

Итогом ее анализа являются выводы о том, что концепция государственного суверенитета тесно связана с государством, что суверенитет считается неотъемлемым свойством государства, он не отчуждаем и не делим.

В правовой науке различают государственный суверенитет, национальный суверенитет, суверенитет народа[2].

Относительно государственного суверенитета сложилось единое его понимание как верховенства и независимости государственной власти внутри страны и во внешнеполитической сфере.

Эти выводы стали в настоящее время аксиомами права.

В этом, можно считать, заключается противоречивость конституционных положений, так как, с одной стороны, государство не может не обладать государственным суверенитетом, а, с другой стороны, на наличие государственного суверенитета у таких государств Конституция РФ не указала, зато определила пределы самостоятельности их органов государственной власти предметами своего ведения и компетенцией субъектов Федерации по предметам совместного ведения. Вместе с тем законодательство по предметам ведения субъектов Российской Федерации должно соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и принципам, заложенным в них. Разумеется, эти основы конституционного строя и принципы организации и деятельности органов государственной власти устанавливаются на федеральном уровне, а не самими субъектами Федерации.
Этими элементами государственности является территория субъекта Российской Федерации; предметы ведения и полномочия субъекта Российской Федерации; право принимать конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты в пределах прав субъекта федерации; право устанавливать собственные органы государственной власти и определять их компетенцию; право устанавливать государственные символы и столицы (административные центры) субъектов Российской Федерации; право субъекта Федерации на решение вопроса о его наименовании. Элементы государственности являются основой для существования и деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Тем более, что в конституционной теории были созданы для этого предпосылки, связанные с делимостью суверенитета и признания «суверенитета в суверенитете»[11].

Объявление республик в составе Российской Федерации суверенными государствами, на наш взгляд, это все-таки не констатация действительного положения вещей, а отголоски того времени, который в публицистике получил название «парада суверенитетов».

Ныне действующая российская конституция прямо закрепила только суверенитет Российской Федерации, который распространяется на всю ее территорию, а республики именует государствами, не затрагивая вопроса об их государственном суверенитете.

Отказ от признания основ конституционного строя и принципов федеративного устройства России и создание собственной модели отличает в первую очередь конституционное законодательство Татарстана и Башкортостана. Действующие конституции этих республик закрепляют, по сути, конфедеративный способ связей.

Важно

Республика рассматривается как суверенное государство, строящее свои отношения с Федерацией путем делегирования ей предметов ведения и полномочий на основе договора. Договору с федеральными органами государственной власти отдается приоритет перед федеральными законами и Конституцией России.

Представляется, что позиция по данному вопросу должна основываться на ст. 4 Конституции Российской Федерации, определившей верховенство федеральных законов как одно из основных свойств государственного суверенитета Российской Федерации.

Тенденция отхода от конституционно закрепленного требования единого и неделимого государственного суверенитета Российской Федерации наиболее ярко обозначена первыми тремя договорами, заключенными в 1994 году с Татарстаном, Башкортостаном и Кабардино-Балкарией. И по форме, и по содержанию данные договоры выходят за пределы договорного регулирования, определенные ст.

11 Конституции Российской Федерации, и устанавливают фактически конфедеративный способ связи. Сторонами данных договоров обозначены не органы государственной власти, а Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Название договоров — «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий» — вводит неизвестное действующей Конституции России понятие «делегирование». При определении федеративных отношений, сложившихся в России, данный термин является неуместным.

Некоторые из республик, например Башкортостан, Бурятия, в своих новых конституциях, принятых уже после вступления в силу федеральной Конституции, вновь определили себя суверенными государствами. Государственный суверенитет республик признается и в договорах, заключаемых между республиками.

Так, в преамбуле договора о дружбе и сотрудничестве между Чувашской Республикой и республикой Башкортостан от 24 мая 1994 года указывается на взаимное признание государственного суверенитета обеих сторон. Подписанный в Уфе 18 августа 1994 года договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Башкортостан и Республикой Абхазия констатирует их государственный суверенитет.

Таким образом, Башкортостан как бы берет на себя право Российской Федерации на признание другого суверенного государства.
Вопрос о том, обладают ли республики в составе Российской Федерации государственным суверенитетом, не является праздным.

От определенного решения этого вопроса в федеральном и региональном конституционном законодательстве зависит стабильность в обществе и государстве, направление, принципы и формы развития федеративных отношений в России.

Несмотря на однозначное решение в Конституции Российской Федерации вопроса о единстве государственного суверенитета Российской Федерации, данный принцип не соблюдается на иных уровнях власти. Камень преткновения — жизнеспособность идеи суверенитета республик. После принятия Конституции РФ 1993 года большинство республик не стали спешить с отменой деклараций о государственном суверенитете.

Источник: https://advokat-na-donu.ru/obladayut-li-respubliki-v-sostave-rf-gos-suverenitetom/

Государственно-правовой статус республик, краев, областей, автономных

  • Нет(Сецессия-право на отделение) Кто представляет в России законодательную ветвь государственной власти?
  • Федеральное Собрание Какое государство считается светским? Светское государство – это государство, признающее равенство религиозный конфессий, которые отделены от государства Какие из субъектов Федерации входят в состав другого субъекта?
  • 1)автономные округа 2) города федерального подчинения 3) автономная область и автономные округа Какие основные нормативные акты принимает Правительство России?
  • 1)Указы 2)Постановления и распоряжения 3)Законы Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства…
  • 1)автоматически влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации 2) означает приостановление гражданства Российской Федерации 3) не влечет за собой прекращение гражданства Какими двумя документами регулируются конституционные основы организации гос. Указ Президента №215 Послание Президента Федеральному Собранию. (по ч 2 ст.3) Одним из способов обеспечения народовластия Назовите основные признаки организации гос.
  • Власти -обладают структурой -образуются в определенном порядке -выделяют мат.

Виды федеративных государств, Вопросы и задания для самоконтроля

Средства на осуществление функции -обладают государственно властными полномочиями -совокупность органов государства Что такое государственный орган?

Юридически оформленная, действующая в установленном порядке часть системы органов гос.власти, наделенная гос. средствами для решения задач и функций, возложенных государством.

На основании каких документов разграничиваются понятия государственный орган и орган государственной власти?

Субъект федерации – это. что такое субъект федерации?

  1. Указ Президента №1412 Определение Конституционного суда №55-0 от Что обеспечивает система федеральных органов?
  2. Назовите статью Обеспечивает усиление единства системы государственных органов Ст.77 Раскройте такой признак как «легитимность и легальность» государственной власти.
  3. Легальность: Способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности (формальная легальность) Легитимность: Принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.
  4. Какой документ регламентирует систему и структуру федеральных органов исполнительной власти?
  5. Указ Президента №314 Раскройте положение Указа Согласно Указу: принципиально не изменился механизм органов государственной власти, то есть выделяют органы руководства, деятельность которых осуществляет Президент (службы, которыми руководит Президент), а также государственные органы, деятельностью которых руководит Правительство (министерства), подведомственные службы.
  6. В какой статье Конституции отражена структура Федерального Собрания? 95 1)10 2)14 3)18 4)12 1)Конституции РФ 2)Указов Президента 3)Законодательных актов субъектов РФ 4)Постановлений Правительства РФ 5) Федеральных конституционных законов, федеральных законов А.
  7. Высшую законодательную власть в РФ осуществляет Федеральное Собрание. Правительство РФ обеспечивает исполнение федерального бюджета. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 1) наличием государственного имущества, находящегося в их оперативном управлении и являющегося материальной основой их деятельности; 2) наличием финансовых средств, поступающих из бюджетных источников; 3) наличием своего счета в банке; 4) установленной для них организационной структурой и связанной с ней системой служебной подчиненности и служебной дисциплиной; 5) наличием необходимого для своего функционирования объема полномочий.
  8. — предполагает наличие в рамках определенной территории титульной национальности наряду с другими, которая дает название данному региону.
  9. Субъект федерации — это ограниченно правоспособное образование, имеющее некоторые черты государственности, входящее в единое федеративное государство.
  10. Субъекты РФ отвечают следующим критериям: — не обладают суверенитетом; — не имеют права на отделение или сецессию; — граждане любого субъекта РФ имеют равные основные права и обязанности на территории РФ; — закон субъекта РФ не может противоречить ФЗ; — перед лицом федеральной власти субъекты Федерации равны.

Принцип государственной целостности Федеративное устройство

РФ — федеративное государство, сочетающее в себе субъекты, организованные как по национальному, так и по территориальному признаку (21 республика, 10 автономных округов, 1 автономная область = 1.

Заинтересованные субъекты РФ направляют президенту РФ предложение об образовании в составе РФ нового субъекта; 2.

Вопрос о его образовании подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ.

В случае положительного решения на референдумах проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта вносится Президентом РФ в Госдуму, где за его принятие должны проать 2/3 депутатов, затем данный закон рассматривает Совет Федерации, который должен одобрить его ¾ его членов.

Сепаратизм национальных республик все еще угрожает единству России

После подписания закона президентом РФ вносятся изменения в части 1 Статьи 65 Конституции РФ.

В настоящее время Указами Президента РФ в Согласно Конституции РФ субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ характеризуется следующими основными для всех видов субъектов РФ моментами: 1) в соответствии со ст.

Онлайн-тесты на Политология – все вопросы 27/33

5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство Конституции (уставы) субъектов РФ закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта РФ, порядок изменения конституций (уставов) субъектов РФ; 2) каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта РФ.

Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

Государственная власть субъекта РФ распространяется только на его территорию; 3) субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти.

Система органов государственной власти субъекта РФ, согласно ст.

77 РФ, устанавливается субъектом РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты РФ в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя РФ, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти; 4) каждый субъект РФ праве иметь свою символикуфлаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).

Конституционно-правовой статус субъекта РФ, согласно ч. В настоящее время субъекты РФ различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса.

По данному критерию выделяются три группы субъектов: 1) Республики.

Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику.

Является ли Россия федеративной республикой Контент-платформа

Но руководство Татарстана всячески сопротивляется воле центра.

А я хочу в данном вопросе поддержать федеральное руководство.

Казалось бы, это пустая формальность – как именовать руководителя республики.

Но эта «формальность» имеет отношение к структуре российского государства, к т. асимметричной федерации, которая существует в России. Государства могут быть либо унитарными, либо федеративными.

Ответы@Mail. Ru обладают ли субъекты РФ суверенитетом?

  1. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки, гос.символику.
  2. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики.
  3. 2) Края, области, города федерального значения Данные субъекты РФ вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус.
  4. Москва имеет статус столицы, который выражается в размещении на территории г.
  5. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Красноярского края — Таймырский и Эвенкийский округа, и др.
  6. Конституционный Суд РФ разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации — края или области.
  7. С начала 90-х годов главы республик именовались президентами.
  8. Сейчас им приказано быть скромнее и «сменить вывески».

А я хочу в данном вопросе поддержать федеральное руководство.

Казалось бы, это пустая формальность – как именовать руководителя республики.

Но эта «формальность» имеет отношение к структуре российского государства, к т. асимметричной федерации, которая существует в России. Государства могут быть либо унитарными, либо федеративными.

Унитарное государство – это единое государство, в котором есть только один центр, имеющий право издавать законы и обладающий суверенитетом. Федеративное государство – это государство, где власть разделена на два уровня.

Первый уровень – уровень федерации, которая обладает суверенитетом и правом верховного законодательства.

Напомню, что суверенитет – это верховенство государства на определенной территории, гарантирующее ему независимость от других государств на международной арене.

Второй уровень – уровень субъектов федерации, которые обладают правом собственного законодательства по вопросам, дозволенным законом.

Например, в США, которые являются федерацией штатов, последние имеют собственные уголовные кодексы.

В результате деяние, считающееся преступлением в одном штате, может быть совершенно законным в другом.

Например, эвтаназия (умерщвление врачами больных из соображений человеколюбия) разрешена в американских штатах Орегон и Вашингтон, но запрещена во всех остальных.

Гей-браки запрещены в большинстве американских штатов, но в некоторых они законны. Отсюда обычно делают вывод, что субъекты федерации – не государства в полном смысле слова, а государствоподобные образования, которые подлежат регулированию со стороны федерации и не обладают самостоятельностью.

Теоретики спорят, обладают ли субъекты федерации суверенитетом либо же он принадлежит только федерации в целом. Второе решение: суверенитетом обладают и федерация, и ее субъекты.

Это решение создает неразрешимые трудности, ибо в результате возникает «вечный» спор о компетенции.

Где кончается власть федерации и начинается власть субъекта?

Источник: http://hotelist.spb.ru/obladayut-li-subekty-rf-suverenitetom.html

Обладают ли субъекты федерации суверенитетом

Обладают ли субъекты РФ суверенитетом?

Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств.

Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации.

Если бы республики в составе Российской Федерации стали суверенными государствами в действительности, то это бы означало потерю федерацией своего суверенитета и превращение ее в конфедерацию государств.

Однако, опираясь на нормы Федеративного договора 1992 года, республиканские законодатели закрепили за республиками их суверенитет. Это особенно характерно для тех республик (Башкортостан, Татарстан), которые приняли свои конституции ранее вступления в силу Конституции РФ.

Впоследствии Конституция РФ значительно скорректировала асимметричную модель российского федерализма в сторону его симметричности за счет исключения правовых норм, содержащихся в Федеративном договоре и повышающих правовой статус республик относительно других субъектов Федерации.

Российской Федерации. Согласно ст. 66 (ч. 5) Конституции РФ статус-субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

Поскольку федеральными властями (Президентом, Правительством, Федеральным Собранием) неоднократно предпринимались попытки преодолеть возникший в Чеченской Республике кризис, но они не привели к мирному политическому решению, указы Президента РФ от 30 ноября 1994 г., от 9 декабря 1994 г.

, а также постановление Правительства РФ от того же числа предписали Вооруженным Силам и внутренним войскам МВД применить меры государственного принуждения для обеспечения государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики.

Согласно этой позиции Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.

Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали верховенством и независимостью, т.е.

не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации[12].

Содержащееся в Конституции РФ решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом.

Важно Пределы вмешательства федеральных властей в права субъектов РФ

В федеративных государствах обычно предусматриваются конституционные основания для вмешательства федеральной власти в права субъектов федерации. Основаниями дли федеральной интервенции признаются восстания, массовые беспорядки и т.

п. В США, например, в разные годы президенты неоднократно использовали вооруженные силы для наведения конституционного порядка в штатах; в Индии в аналогичных целях в штатах вводилось президентское правление.

В конституции РФ отсутствуют нормы, прямо устанавливающие основания для федерального вмешательств в права субъектов Федерации и введения президентского правления. Однако есть общее положение, открывающее возможность такого вмешательства.

Часть 4 ст.

Обладают ли республики суверенитетом

Следовательно, использование в статье 5 Конституции РФ применительно к установленному ею федеративному устройству понятия «республика (государство)» не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 года — признания государственного суверенитета этих субъектов Российской Федерации, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера[13].

Как видно из проведенного анализа, субъекты Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом. Однако они обладают государственной властью.

Обладают ли суверенитетом республики в составе рф

Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации.

Библиография 1 Из публикаций конца ХХ — начала ХXI вв. следует отметить: Проблемы суверенитета в Российской Федерации.
Государственный суверенитет и правовой статус субъектов российской федерации

Много позже, при создании Союза ССР, его субъекты — союзные республики тоже были провозглашены суверенными государствами, и вновь возникли проблемы сочетания суверенитета Союза ССР и суверенитета его субъектов — союзных республик. В этот период господствующей была точка зрения, согласно которой возможно сочетание суверенитета СССР и суверенитета союзных республик.

Главным фактором, обусловливавшим возможность такого сочетания, объявлялась единая социалистическая природа как Союза ССР, так и составляющих его союзных республик.

Данные правовые акты исходили из того, что на территории Чеченской Республики сложилась экстраординарная ситуация, не соответствующая условиям режима чрезвычайного или военного положения.

Как было признано Конституционным Судом РФ в постановлении от 31 июля 1995 г. по проверке конституционности указанных актов Президента и Правительства, конституционным основанием Указа Президента от 9 декабря 1994 г. явились ст. 71 (п.

«м»), 78 (ч. 4), 80 (ч. 2), 82, 87 (ч. 1), 90 (ч. 3) и 114 (п. «ж» ч. 1) Конституции РФ.

Из этих норм следует, что Президент РФ обязан принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости, безопасности и целостности государства.

Относительно государственного суверенитета сложилось единое его понимание как верховенства и независимости государственной власти внутри страны и во внешнеполитической сфере.

Эти выводы стали в настоящее время аксиомами права.

Обладают ли республики в составе рф гос суверенитетом

В этом, можно считать, заключается противоречивость конституционных положений, так как, с одной стороны, государство не может не обладать государственным суверенитетом, а, с другой стороны, на наличие государственного суверенитета у таких государств Конституция РФ не указала, зато определила пределы самостоятельности их органов государственной власти предметами своего ведения и компетенцией субъектов Федерации по предметам совместного ведения.

Тем более что Конституция РФ 1993 года не содержит упоминания о суверенитете республик.

Все сказанное свидетельствует о том, что республики, устанавливая свой суверенитет, исходили не из норм Конституции РФ, а из норм Федеративного договора.

После принятия Конституции РФ перечисленные выше республики долгое время не вносили соответствующих изменений в свои конституции и продолжают себя считать суверенными государствами, одни — с указанием их нахождения в составе России, другие — без такого указания.

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации построен на основе целого ряда конституционных принципов, указывающих как раз не на суверенитет субъектов Российской Федерации, а, наоборот, на ограниченность конституционно-правового статуса субъектов Федерации государственным суверенитетом Российской Федерации.

Источник: https://juristmsk.com/obladayut-li-subekty-federatsii-suverenitetom/

К юристу
Добавить комментарий