Что за статья 242 ГК РК? Жкх.

Гражданский кодекс Республики Казахстан | ГК РК

Что за статья 242 ГК РК? Жкх.

Статья 1. Отношения, регулируемые гражданским законодательством

Статья 2. Основные начала гражданского законодательства

Статья 3. Гражданское законодательство Республики Казахстан

Статья 4. Действие гражданского законодательства во времени

Статья 5. Применение гражданского законодательства по аналогии

Статья 6. Толкование норм гражданского законодательства

Статья 7. Основания возникновения гражданских прав и обязанностей

Статья 8. Осуществление гражданских прав

Статья 9. Защита гражданских прав

Статья 10. Защита прав предпринимателей и потребителей

Статья 11. Недопустимость злоупотребления свободой предпринимательства

 

Глава 2. Субъекты гражданских прав

Параграф 1. Граждане Республики Казахстан и другие физические лица

Статья 12. Понятие физического лица

Статья 13. Правоспособность граждан

Статья 14. Основное содержание правоспособности гражданина

Статья 15. Имя гражданина

Статья 16. Место жительства и юридический адрес гражданина

Статья 17. Дееспособность граждан

Статья 18. Недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности

Статья 19. Предпринимательская деятельность граждан

Статья 20. Имущественная ответственность гражданина

Статья 21. Банкротство индивидуального предпринимателя

Статья 22. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

Статья 22-1. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация)

Статья 23. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет (малолетних)

Статья 24. Согласие органов опеки и попечительства на совершение сделок несовершеннолетним и за несовершеннолетнего

Статья 25. Право несовершеннолетних на внесение вкладов в банки и распоряжение вкладами

Статья 26. Признание гражданина недееспособным

Статья 27. Ограничение дееспособности гражданина

Статья 28. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Статья 29. Охрана имущества безвестно отсутствующего

Статья 30. Отмена решения о признании безвестно отсутствующим

Статья 31. Объявление гражданина умершим

Статья 32. Последствия явки лица, объявленного умершим

 

Параграф 2. Юридические лица

I. Общие положения

Статья 33. Понятие юридического лица

Статья 34. Виды и формы юридических лиц

Статья 35. Правоспособность юридического лица

Статья 36. Права учредителей (участников) на имущество созданных ими юридических лиц

Статья 37. Органы юридического лица

Статья 38. Наименование юридического лица

Статья 39. Место нахождения юридического лица

Статья 40. Учредители юридического лица

Статья 41. Учредительные документы юридического лица

Статья 42. Государственная регистрация и перерегистрация юридических лиц

Статья 43. Филиалы и представительства юридического лица, а также иные обособленные структурные подразделения юридического лица (государственного учреждения)

Статья 44. Ответственность юридического лица

Статья 45. Реорганизация юридического лица

Статья 46. Правопреемство при реорганизации юридических лиц

Статья 47. Передаточный акт и разделительный баланс

Статья 48. Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации

Статья 49. Основания ликвидации юридического лица

Статья 50. Порядок ликвидации юридического лица

Статья 51. Удовлетворение требований кредиторов

Статья 52. Банкротство

Статья 53. Признание банкротства

Статья 54. Реабилитационные процедуры

Статья 54-1. Исключена

Статья 55. Последствия возбуждения процедуры банкротства

Статья 56. Освобождение несостоятельного должника от долгов

Статья 57. Прекращение деятельности юридического лица-банкрота

 

II. Хозяйственное товарищество

1. Общие положения

Статья 58. Основные положения о хозяйственном товариществе

Статья 59. Вклад в уставный капитал хозяйственного товарищества. Доля участника в уставном капитале и имуществе хозяйственного товарищества

Статья 60. Управление хозяйственным товариществом

Статья 61. Права и обязанности участников хозяйственного товарищества

Статья 62. Преобразование хозяйственных товариществ

 

2. Полное товарищество

Статья 63. Основные положения о полном товариществе

Статья 64. Уставный капитал полного товарищества

Статья 65. Ведение дел полного товарищества

Статья 66. Переход доли (части доли) участника полного товарищества

Статья 67. Выход участника из полного товарищества

Статья 68. Исключение участника из полного товарищества

Статья 69. Обращение взыскания на долю участника в полном товариществе

Статья 70. Ответственность участников по долгам полного товарищества

Статья 71. Ликвидация полного товарищества

 

3. Коммандитное товарищество

Статья 72. Основные положения о коммандитном товариществе

Статья 73. Вкладчик коммандитного товарищества

Статья 74. Уставный капитал коммандитного товарищества

Статья 75. Управление делами коммандитного товарищества

Статья 76. Прекращение коммандитного товарищества

 

4. Товарищество с ограниченной ответственностью

Статья 77. Основные положения о товариществе с ограниченной ответственностью

Статья 78. Уставный капитал товарищества с ограниченной ответственностью

Статья 79. Управление в товариществе с ограниченной ответственностью

Статья 80. Переход доли в уставном капитале товарищества с ограниченной ответственностью к другому лицу

Статья 81. Дополнительные взносы участников товарищества с ограниченной ответственностью

Статья 82. Принудительный выкуп доли у участника товарищества с ограниченной ответственностью

Статья 83. Обращение взыскания на долю участника в товариществе с ограниченной ответственностью

 

5. Товарищество с дополнительной ответственностью

Статья 84. Основные положения о товариществе с дополнительной ответственностью

 

III. Акционерное общество

Статья 85. Понятие акционерного общества

Статья 86 Исключена

Статья 87. Учредительные документы акционерного общества

Статья 88. Уставный капитал акционерного общества

Статья 89 Исключена

Статья 90 Исключена

Статья 91. Выпуск и размещение ценных бумаг

Статья 92. Управление акционерным обществом

Статья 93. Реорганизация и ликвидация акционерного общества

 

IV. Дочерняя организация и зависимое акционерное общество

Статья 94. Дочерняя организация

Статья 95. Зависимое акционерное общество

 

V. Производственный кооператив

Статья 96. Общие положения о производственном кооперативе

Статья 97. Устав производственного кооператива

Статья 98. Имущество производственного кооператива

Статья 99. Управление производственным кооперативом

Статья 100. Прекращение членства в производственном кооперативе

Статья 101. Реорганизация и ликвидация производственного кооператива

 

VI. Государственное предприятие

Статья 102. Основные положения о государственном предприятии

Статья 103. Предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

Статья 104. Казенное предприятие

 

VII. Некоммерческие организации

Статья 105. Учреждение

Статья 106. Общественное объединение

Статья 107. Фонд

Статья 108. Потребительский кооператив

Статья 109. Религиозное объединение

Статья 110. Объединение индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц в форме ассоциации (союза)

 

Параграф 3. Участие государства и административно-территориальной единицы в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

Статья 111. Участие Республики Казахстан в гражданских правоотношениях

Статья 112. Участие административно-территориальной единицы в гражданско-правовых отношениях

Статья 113. Обращение взыскания по обязательствам Республики Казахстан и административно-территориальной единицы

Статья 114. Применение к государству и административно-территориальной единице норм о юридических лицах

 

Глава 3. Объекты гражданских прав

Параграф 1. Общие положения

Статья 115. Виды объектов гражданских прав

Статья 116. Оборотоспособность объектов гражданских прав

Статья 117. Недвижимое и движимое имущество

Статья 118. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество

Статья 119. Предприятие

Статья 120. Делимое и неделимое имущество

Статья 121. Сложные вещи

Статья 122. вещь и принадлежность

Статья 123. Плоды, продукция и доходы

Статья 124. Животные

Статья 125. Интеллектуальная собственность

Статья 126. Служебная и коммерческая тайна

Статья 127. Деньги (валюта)

Статья 128. Валютные ценности

 

Параграф 1-1. Финансовые инструменты

Статья 128-1. Финансовые инструменты

Статья 128-2. Производные финансовые инструменты

Статья 128-3. Опцион

Статья 128-4. Своп

Статья 128-5. Форвард

Статья 128-6. Фьючерс

 

Параграф 2. Ценные бумаги

Статья 129. Ценные бумаги

Статья 130. Подтверждение прав на ценную бумагу

Статья 131. Требования к ценной бумаге

Статья 132. Передача прав по ценной бумаге

Статья 133. Исполнение по ценной бумаге

Статья 134. Восстановление ценной бумаги

Статья 135 Исключена

Статья 136. Облигация

Источник: https://yvision.kz/post/760331

общего имущества в многоквартирном доме

Что за статья 242 ГК РК? Жкх.

У собственников помещений (квартир) многоквартирного дома нередко возникают вопросы. Какие части жилого дома относятся к общему имуществу? Кто ответственный за содержание общего имущества? Каким образом ведется содержание общего имущества в многоквартирном доме и как заключить договор с сервисной компанией?

Что такое общее имущество?

Пунктом 24) статьи 2 Закона Республики Казахстан “О жилищных отношениях” установлено, что общим имуществом являются части объекта кондоминиума, а именно: подъезды, лестницы, лифты, крыши, чердаки, подвалы, внеквартирные либо общедомовые инженерные системы и оборудование, абонентские почтовые ящики, земельный участок, включая элементы благоустройства и другое имущество общего пользования, кроме помещений, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности.

Таким образом к общему имуществу жилого дома относятся все составляющие многоквартирного дома, находящиеся в общем пользовании собственников помещений (квартир).

Кто осуществляет содержание общего имущества

Пунктом 2 Правил содержания общего имущества объекта кондоминиума, установлено, что содержание общего имущества представляет собой совокупность организационных и технических мероприятий, реализуемых субъектом сервисной деятельности в соответствии с договором, заключаемым с органом управления объектом кондоминиума.

Соответственно на основании заключенного договора  сервисной деятельности за содержание общего имущества жилого дома отвечает юридическое или физическое лицо, с установленными на основании договора на оказание услуг обязанностями по содержанию общего имущества.

В том случае, если такой договор не заключен с сервисной компанией, то следует руководствоваться подпунктом 4) пункта 2 статьи 48 Закона “О жилищных отношениях”, согласно которому в компетенцию правления и председателя правления кооператива собственников квартир (КСК) входит управление объектом кондоминиума.

Соответственно в управление объектом кондоминиума, входит и содержание общего имущества объекта.

Таким образом, в случае наличия у КСК договора об осуществлении сервисной деятельности с сервисной компанией, собственники квартир вправе предъявлять требования к качеству содержания общего имущества к субъекту сервисной деятельности. В том случае если договор сервисной деятельности отсутствует, то ответственность за содержание общего имущества многоквартирного дома несет кооператив собственников квартир.

Каким образом осуществляется содержание общего имущества в многоквартирном доме?

В соответствии с пунктом 5 Правил содержания общего имущества содержание общего имущества многоквартирного дома осуществляется путем:

  1. проведения текущего и капитального ремонта в соответствии с архитектурно-строительными нормами, экологическими требованиями и нормативами, мероприятиями по санитарно-техническому обслуживанию;
  2. соблюдения норм экологической безопасности в местах складирования коммунальных отходов;
  3. текущего технического, санитарного содержания общего имущества объекта кондоминиума, общедомовых инженерных систем и оборудования, земельного участка;
  4. расчета сметы расходов на содержание общего имущества объекта кондоминиума;
  5. капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума, либо его отдельных строительных конструкций, общедомовых инженерных систем и оборудования.

Следует отметить, что текущий ремонт общего имущества, необходимый для поддержания работоспособности коммуникаций и эксплуатации здания в целом, а также устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов  может быть произведен только после проведения общего собрания участников объекта кондоминиума, на котором будет принято решение большинством из числа собственников помещений (квартир) многоквартирного дома (подпункт 5 пункта 2 статьи 42-1 Закона “О жилищных отношениях”).

Капитальный ремонт общего имущества может быть произведен также только на основании принятого решения большинством собственников помещений (квартир) многоквартирного дома на общем собрании участников объекта кондоминиума (подпункт 6 пункта 2 статьи 42-1 Закона “О жилищных отношениях”).

В том случае если за содержание общего имущества в многоквартирном доме отвечает сервисная компания, то между КСК и субъектом сервисной деятельности должен быть заключен договор в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в перечень работ и услуг, предоставляемых сервисной компанией включается комплексное выполнение следующих работ:

  • плановые и неплановые осмотры технического состояния конструкций и инженерного оборудования объекта кондоминиума (за исключением газового, лифтового оборудования и мусоропровода, на которое составляются отдельные договоры с соответствующими организациями);
  • санитарная очистка мусоропровода, придомовых территорий, вывоз мусора (в неканализированных домах – очистка выгребных ям, уборка и побелка дворовых уборных);
  • озеленение;
  • дезинфекция, дератизация, дезинсекция подвальных помещений и других мест общего пользования;
  • подготовка к весенне-летнему и зимнему периодам;
  • устранение аварий;
  • очистка вентиляционных каналов и дымоходов;
  • текущий ремонт общего имущества объекта кондоминиума;
  • капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума;
  • обслуживание систем центрального отопления, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения в местах общего пользования, вентиляции.

Перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения утверждается на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома (подпункты 5,6 пункта 1 статьи 42-1 Закона “О жилищных отношениях”).

Источник: https://defacto.kz/content/soderzhanie-obshchego-imushchestva-v-mnogokvartirnom-dome

Когда видео с полицейскими можно выкладывать в сеть

Что за статья 242 ГК РК? Жкх.

В МВД пояснили, что патрульных полицейских можно не только снимать на камеру, но и выкладывать в интернет отснятое видео.

При этом полицейские подчеркивают, что Гражданским кодексом запрещается публиковать отснятый материал без согласия инспектора.

Однако юристы и судьи настаивают: спрашивать разрешения у полицейского на размещение видео с его участием, например на , не нужно.

Точка зрения МВД: размещать можно, но надо спросить разрешения

В Комитете административной полиции на запрос портала 365info ответили, что водитель может разместить в интернете отснятый материал, если это не противоречит законам и другим нормативно-правовым актам РК. Каждый видеоролик необходимо рассматривать индивидуально.

К примеру, в материале не должны присутствовать сведения, составляющие государственные секреты или иные охраняемые законом тайны, пропаганда и оправдание терроризма или экстремизма, распространение информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических средств, пропаганда культа жестокости, насилия и порнографии.

В Комитете, как и в региональных департаментах внутренних дел, отметили, что без согласия инспектора выкладывать видео в интернет нельзя.

— Сотрудник полиции как гражданин, согласно статье 1 Гражданского кодекса РК, может являться участником регулируемых гражданским законодательством отношений.

Статья 145 Гражданского кодекса, как и другие нормы гражданского законодательства, распространяются на сотрудников полиции независимо от того, находятся они при исполнении служебных обязанностей или нет, — гласит официальный ответ Комитета на запрос портала 365info.

Статья 145 Гражданского кодекса РК. Право на собственное изображение

1. Никто не имеет права использовать изображение какого-либо лица без его согласия, а в случае смерти — без согласия наследников.

2. Опубликование, воспроизведение и распространение изобразительного произведения (картина, фотография, кинофильм и другие), в котором изображено другое лицо, допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти — с согласия его детей и пережившего супруга. Такого согласия не требуется, если это установлено законодательными актами, либо изображенное лицо позировало за плату.

Юрист: Гражданский кодекс не действует на полицейских, поэтому видео можно выкладывать без разрешения

Доктор юридических наук Роман Подопригора разъяснил, что статья 145 ГК РК не применяется к полицейскому, когда он на службе. Гражданские отношения основаны на равенстве участников и не применяются в том случае, если одна из сторон имеет власть (об этом сказано в статье 1 ГК РК).

— Деятельность полицейского регулируется большей частью административным правом. И только по этому основанию можно было бы не говорить о гражданском законодательстве. Но деятельность полицейского, как правило, не связана с имущественными отношениям (главный интерес в гражданском праве).

Право на собственное изображение относится к личным неимущественным правам. В соответствии с п.

2 статьи 1 ГК, личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, регулируются гражданским законодательством, поскольку иное не предусмотрено законодательными актами либо не вытекает из существа личного неимущественного отношения.

На мой взгляд, существо личного неимущественного отношения в данном случае не предполагает регулирование вопроса гражданским законодательством (публичная деятельность, применение властных полномочий, принципы государственной службы, одним из которых является учет общественного мнения и гласность и т.д.). Другое дело, когда полицейский не находится при исполнении служебных обязанностей, тогда статья 145 будет действовать, — рассказал Роман Подопригора.

Судья из Семея: это не частная и не личная жизнь истца, поэтому можно выкладывать

Водитель из Семея Алексей Тимербаев снял на видео, как с ним разговаривает инспектор Аслан Рахимжанов, и выложил запись на с названием «Озабоченный ИДПС Семей», не спрашивая разрешения у жолполовца. Полицейский сразу же обратился с иском о нарушении Тимербаевым его прав на собственное изображение. Судья Карлыгаш Сапинова не удовлетворила иск. Свое решение она объяснила так:

«28.06.2014 г. истец находился в рабочее время при исполнении служебных обязанностей, и его изображение было снято в рамках публичного мероприятия. В таких случаях выделить из присутствующих отдельное лицо практически невозможно. ролик не является изображением, а также в данном видеоролике присутствуют несколько человек, и лица четко не показаны.

Это не частная и не личная жизнь истца, что нарушило бы право на собственное изображение. Это видеоролик вынужден был  выложить  в интернет водитель, который, опасаясь шокера и злоупотреблений со стороны сотрудников ДПС, а также из-за ущемления своих конституционных прав ответчиком. Тем более никакого протокола в отношении ответчика не составлялось».

Судья из Караганды: работник полиции должен быть доступным и гласным для общественности

Инспектор дорожной полиции Данат Тлеугенов в 2013 году остановил водителя Тараса Помазая. Шофер снял общение с жолполовцем на камеру мобильного телефона и выложил запись в на канал ОО «ОСА», не спрашивая разрешения у инспектора.

Позже в местной газете «Вечерняя Караганда» вышел материал о работе дорожной полиции с описанием этого ролика. Инспектор посчитал, что Тарас Помазай, лидер «ОСА» Руслан Лазутта и журналист Махаббат Есенбаева нарушили его право на собственное изображение и подал суд.

Судья Жанна Егорова отказала полицейскому в удовлетворении иска:

«Что касается требований истца о незаконном без его согласия размещении его фотографии в газете и ролика в интернете, суд приходит к следующему: в соответствии со ст.

145 ГК никто не имеет права использовать изображение какого-либо лица без его согласия, а в случае его смерти — без согласия наследников. Между тем, в п.

2 данной статьи сказано, что публиковать изображение какого-либо лица можно, но только при наличии оснований, установленных законом.

В настоящее время нормы закона, разрешающей либо запрещающей снимать сотрудников полиции при исполнении ими своих обязанностей, нет.

В то же время, Закон РК от 21 декабря 1995 года № 2707 «Об органах внутренних дел Республики Казахстан», Закон РК от 6 января 2011 года          № 380-IV «О правоохранительной службе» закрепляет принцип «открытости, гласности и публичности» в деятельности сотрудников полиции, являющихся государственными служащими. Принцип гласности и доступности также закреплен в Законе РК от 23 июля 1999 года № 453-I «О государственной службе».

То есть деятельность государственных органов, а равно госслужащих, осуществляется на принципах информационной открытости.

Служба в правоохранительных органах выполняется в соответствии с принципами государственной службы в РК и специальными принципами правоохранительной службы (ст. 4 Закона «О правоохранительной службе»). Работник полиции должен быть доступным и гласным для общественности. Поэтому съемка во время исполнения служебных обязанностей не противоречит требованиям закона.

При этом следует учесть, что в ходе записи инспектор был предупрежден о видеосъемке. Он не препятствовал ей, а напротив, давал разъяснения по поводу своих действий и действий Помазая Т.В.

Что касается изображения Тлеуленова Д., то оно носит вполне нейтральный и даже положительный характер, служебная форма истца опрятна, он чисто выбрит, прическа аккуратна. То есть фото не унижает своей композицией Тлеуленова Д., следовательно, не унижает никоим образом его достоинство.

При таких обстоятельствах отсутствуют предусмотренные законом основания для защиты личных неимущественных прав истца».

Источник: https://365info.kz/2015/02/kak-video-s-policejskimi-mozhno-vykladyvat-v-set

Актуальные проблемы эффективности привлечения к ответственности за незаконное строительство в республики Казахстан

Что за статья 242 ГК РК? Жкх.

В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность [1]. Но субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности продолжают осуществлять захват земельных участков, который принадлежит государству, строить производственные, жилые, хозяйственные и иные объекты для собственных нужд.

Вопросы самовольной постройки в Республике Казахстан является актуальным, поскольку они существенно затрагивают как государственные интересы, общественные, так и частные интересы.

Лицо, осуществившее самовольную постройку знает о нарушении законодательства Республики Казахстан либо по незнанию нарушает действующее законодательства (так указывают некоторые нарушители в своих объяснительных).

Первый вариант более убедительный, так как строительство требует значительных расходов.

В случае незаконно возводимого или возведенного строения субъектами архитектурной, градостроительной и строительной деятельности предусмотрена административная ответственность.

Субъектами архитектурной, градостроительной и строительной деятельности привлекаемые к административной ответственности являются государственные органы, физические и юридические лица, участвующие в формировании и развитии среды обитания и жизнедеятельности человека на территории Республики Казахстан. Лица без гражданства, иностранцы и иностранные юридические лица могут быть наделены в установленном законодательством порядке правом выполнения на территории Республики Казахстан работ (услуг), относящихся к архитектурной, градостроительной и (или) строительной деятельности, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан [2].

Согласно п.1 ст.

244 Гражданского кодекса Республики Казахстан «самовольной постройкой являются жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданные на не сформированной в земельные участки земле, принадлежащей государству, на земельном участке, который не принадлежит лицу, осуществившему постройку, а также созданные без получения на это разрешений, необходимых в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан и иным законодательством Республики Казахстан».

Признаками самовольной постройки являются:

  • строительство объекта на земельном участке, который не соответствует целевому назначению и не принадлежит застройщику.
  • строительство объекта без получения на это разрешений местных исполнительных органов.

Все указанные признаки указывают на правонарушение для признания пристройки незаконной. В случае вынесение постановления судом с применением дополнительной санкции по ст.

237 КоАП РК о сносе незаконно возведенного или возводимого строения, самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи ст.

244 Гражданского кодекса Республики Казахстан [3].

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Данное недвижимое имущество государственной регистрации не подлежит.

Лицо, осуществившее самовольную постройку нарушает п.2 ст.

68 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года N 242 Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан который предусматривает, что «заказчик, имеющий намерение осуществить строительство объекта, обязан в соответствии с земельным законодательством получить в местных исполнительных органах районов (городов) решение о предоставлении соответствующего права на землю. Исключением для данного правила является строительство на принадлежащих заказчику на праве собственности индивидуальных приусадебных, дачных, садовых и огороднических участках временных строений, хозяйственно -бытовых построек и элементов благоустройства, а также жилых и бытовых помещений для сезонных работ и отгонного животноводства на участках (территориях), используемых заказчиком на праве землепользовании».

В случае выявления факта незаконного строительства органами государственного архитектурно-строительного контроля составляется протокол об административном правонарушении по статье 237 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 года № 155 (далее – КоАП РК) и направляется для рассмотрения в суд.

Статьей 237 КоАП РК предусмотрена административная ответственность за незаконное строительство «производственных, жилых, хозяйственных, гидротехнических (водохозяйственных) или бытовых объектов без соответствующего права на землю, в виде штрафа на физических лиц в размере от десяти до пятнадцати, на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, – в размере от десяти до пятидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, – в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей с принудительным сносом незаконно возведенного или возводимого строения либо без такового»

Считаю, что суд должен указывать в вынесенном постановлении мотивы послужившие применению санкции по ст. 237 КоАП РК без принудительного сноса незаконно возведенного или возводимого строения, так согласно п.2 ст.

651 КоАП РК «постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным”. В соответствии с п.2 ст.

54 КоАП РК «судья, орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в части первой настоящей статьи».

Лицо, осуществившее самовольную постройку зная, о том что можно узаконить постройку которая была возведена с нарушением законодательства Республики Казахстан, и о том что практика применения санкции показывает по большинству административных дел рассмотрено не применяя дополнительной санкций по ст.

237 КоАП РК без принудительного сноса незаконно возведенного или возводимого строения продолжают строить производственные, жилые, хозяйственные, гидротехнические (водохозяйственные) или бытовые объекты без соответствующего права на землю.

Лицо, осуществившее самовольную постройку надеется оплатить небольшой штраф, с последующей легализацией, так как п.3 ст.

244 Гражданского кодекса Республики Казахстан установлено, «что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под размещение возведенной постройки.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом также за лицом, в законном пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом».

Субъект архитектурной, градостроительной и строительной деятельности осуществившее самовольную постройку ставит перед фактом отдел архитектуры и градостроительства соответствующей административно-территориальной единицы о возведенном строении и просят дать разрешение на строительство, на объект который возведен самовольно без соответствующего права на землю.

Суд может принять альтернативное постановление согласно п.4 ст.

244 Гражданского кодекса Республики Казахстан предусматривающей, «что с учетом социально-экономической целесообразности самовольная постройка, возведенная лицом на земельных участках (не сформированной в земельные участки земле), принадлежащих государству и не находящихся в землепользовании, передается в коммунальную собственность с возмещением расходов на постройку в размере, определенном судом. При осуществлении самовольной постройки на земельном участке, находящемся в землепользовании государственных землепользователей, с учетом социально­ экономической целесообразности самовольная постройка передается в коммунальную собственность с возмещением расходов на постройку в размере, определенном судом, из бюджетных средств».

Для того чтобы законно возвести строение необходимо решение структурного подразделения соответствующих местных исполнительных органов, осуществляющих функции в сфере архитектуры и градостроительства о предоставлении соответствующего права на землю, которое выдаётся по письменному заявлению заинтересованного физического или юридического лица (заявителя), имеющего намерение осуществить строительство либо произвести реконструкцию (перепланировку, переоборудование) помещений (отдельных частей) существующих зданий [4].

Учитывая что “при разработке градостроительной документации, проектировании и застройке населенных пунктов должна предусматриваться единая система транспортных коммуникаций и улично-дорожной сети, взаимоувязанная с планировочной структурой населенного пункта и обеспечивающая связь со всеми его функциональными зонами (включая пригородные зоны), а также объектами внешнего транспорта” и иных нормативно правовых актов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности местные исполнительные органы выдают решения об отводе земельного участка под строительство [5].

В случае установления судом, что сохранение постройки повлечет нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц либо будет создавать угрозу жизни и здоровью граждан, то право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами [6].

То есть чтобы вынести постановление с применением санкции по ст. 237 КоАП РК с принудительным сносом незаконно возведенного или возводимого строения не имеет значение нарушение п.

6 Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2008 года N 425 “О некоторых мерах по упрощению порядка оформления и выдачи исходных материалов (данных) и разрешительных документов для строительства объектов” основанием будет является п.3 (абзац 3) ст.

244 ГК РК где установлено «если сохранение постройки повлечет нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц либо будет создавать угрозу жизни и здоровью граждан».

Таким образом, как показывает практика применения санкции, чтобы вынести постановление не применяя санкцию по ст.

237 без принудительного сноса незаконно возведенного или возводимого строения, суд должен установить факты которые указывают, что сохранение постройки не повлечет нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц либо будет создавать угрозу жизни и здоровью граждан”, а основанием вынесения постановления о взыскании штрафа будет является строительство без соответствующего права на землю.

Субъектами архитектурной, градостроительной и строительной деятельности заинтересованным в принудительном сносе незаконно возведенного или возводимого строения при рассмотрении административного дела необходимо доказывать, что сохранение постройки повлечет нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц либо будет создавать угрозу жизни и здоровью граждан. Лица которые считают что их права и законные интересы нарушены незаконным строительством вправе обратится в территориальные органы государственного архитектурно – строительного контроля, либо в судебные органы в порядке искового производства.

В целях единообразного применения в судебной практике некоторых норм законодательства об административных правонарушениях, необходимо ввести дополнение в нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 26 ноября 2004 года N 18 предусматривающий суд указывать в постановлениях мотивы послужившие не применения дополнительной санкции по ст.237 КоАП РК без принудительного сноса незаконно возведенного или возводимого строения. Чтобы снизить количество самовольных построек предлагаю ужесточить наказание за незаконное строительство увеличив штрафные санкций на физических лиц в размере от 600 (1 038 600тг.) до 1000 (1 731 000тг.), на должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства,- в размере 800 (1 384 800тг.) до 1300 (2 250 300тг.), на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, – в размере от 2000 (3 462 000тг.) до 3000 (5 193 000тг.) месячных расчетных показателей с принудительным сносом незаконно возведенного или возводимого строения либо без такового.

Ужесточение наказания обосновано тем, что незаконное строительство посягает в первую очередь на государственные интересы, регламентированный порядок общественных отношении, а также тем, что земельные участки не безграничны! Данные меры будут действенным правовым механизмом против захвата земельных участков, а также увеличит доходную часть государственного бюджета.

Список использованной литературы

  1. Конституция Республики Казахстан.
  2. Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 года N 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»
  3. Гражданского кодекса Республики Казахстан.
  4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2008 года N 425 «О некоторых мерах по упрощению порядка оформления и выдачи исходных материалов (данных) и разрешительных документов для строительства объектов»
  5. Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 года N 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».
  6. Гражданского кодекса Республики Казахстан

Фамилия автора: Кенжибаев Р.А.

В статье представлен анализ тенденций развития мирового туризма. Рассмотрены особенности таких тенденций как усиление конкуренции на рынке туристских услуг, демографические изменения, забота туристов о своем здоровье, технические достижения, охрана окружающей среды и др. 

А.Ж. Киязова, 2013

Источник: https://articlekz.com/article/20735

К юристу
Добавить комментарий