Что не является признаком государства?

Кратко о государстве: понятие, признаки, функции и отличия от других организаций

Что не является признаком государства?

Государство – это организация политической власти, необходимая для реализации классовых задач. Признаки и функции государства призваны управлять обществом и обеспечивать в нём стабильность и порядок.

Таблица признаков государства

  • Теории возникновения
  • Организационная структура
  • Признаки любого государства
  • Функции государства
ОсновныеДополнительные
Наличие территориальных границСимволы и атрибуты власти (герб, гимн, флаг)
СуверенитетГосударственный язык
Присутствие публичной властиЕдиная денежная единица
Система налоговых сборовТранспортная система
ЗаконотворчествоЕдиное экономическое пространство
Право на легитимное насилие
Армия
Народонаселение

: правотворчество, его признаки и принципы.

Теории возникновения

Появление государства – это определенный этап становления общества.

Выделяют две теории возникновения государства:

  1. Это был естественный процесс развития отношений между людьми. Авторами этой концепции были Дж. Локк и Т. Гоббс. Население по собственной инициативе передало государству часть своих прав. Оно сформировало группу управленцев, осуществляющих контроль целостности территорий и защиты прав граждан.
  2. Платон выдвинул другую теорию, которую поддерживали Д. Юм и Ф. Ницше. Государство возникло в процессе завоевания населения организованной группой людей. Она была небольшой и хорошо вооружённой.

Изначально государство было единой политической организацией. В процессе его эволюции начали появляться иные движения, партии и блоки.

: что такое бюрократия простыми словами.

В широком смысле слова, государство представляет собой определённую страну вместе со своим народом, проживающим на его территории. В узком смысле – политический институт верховной власти. Оно отвечает за безопасность жизни людей, поддерживает порядок, регулирует отношения различных социальных слоев друг с другом. Для этих целей создаётся аппарат управления.

Организационная структура

Организационная структура государства представлена следующими элементами:

  • законодательные органы власти;
  • система судебных учреждений;
  • органы исполнительно-распорядительного характера;
  • армия;
  • органы контроля общественного порядка и государственной безопасности.

Эти функции позволяют не только управлять обществом и представлять его интересы, но и применять методы принуждения по отношению к отдельным гражданам или целым нациям. Примером этого служат массовые политические репрессии в СССР, когда гонениям подвергались целые народы.

: что такое абсолютная монархия, примеры стран.

Признаки любого государства

Основные признаки государства делают отличным его от других политических организаций.

Территориальная организация

Государственная власть распространяется на все население, проживающее в пределах его территориальных границ, вне зависимости от наличия гражданства членов общества. Жители являются его подданными. Они обязаны соблюдать установленные законы. Государство представляет их интересы и берёт на себя функцию их защиты.

Государство не способно существовать без территории. Война и экспансия могут способствовать её увеличению или уменьшению.

: каковы основные отличия реформ от революций?

Суверенитет

Суверенная организация власти полностью независима внутри страны и за ее пределами. Территория государства едина и неделима. Оно самостоятельно решает все вопросы внутренней и международной политики, на равных правах вступает во взаимоотношения с другими странами. Во внутренней политике государственная власть стоит выше других учреждений и партий.

Суверенитет предполагает две формы:

  • экономическая (собственная национальная валюта, налоговая система, таможенная служба и законы хозяйственной деятельности),
  • политическая (сухопутные, морские и воздушные границы, судебная система, вооруженные силы, органы управления и власти).

Присутствие публичной власти

Власть – способность воздействовать в нужном направлении, навязывать свою волю. Население управляется слоем людей, которые называются чиновниками, политической элитой. Этот механизм обеспечивает стабильную жизнедеятельность общества.

Публичная государственная власть имеет политический характер. Аппарат управления обособлен от общества. Личных отношений между ними не возникает.

Он руководит гражданами с помощью определенных органов: правительства, парламента, системы правосудия. Государственная власть регулирует отношения различных социальных групп, интересы которых подчас не совпадают.

Она обеспечивает существование всего общества как единого целого.

Устойчивость такого механизма зависят от её легитимности, которая означает:

  • международное призвание,
  • законность, справедливое и правомерное управление,
  • поддержка населения.

Средствами обеспечения легитимности могут быть референдумы, выборы, многопартийность, уход в отставку.

Налоговая система

Налогообложение составляет финансовую основу деятельности государства. Собранные с населения обязательные и безвозмездные сборы направляются на решение задач управленческого характера и содержание государственных органов.

Они способствуют финансовому обеспечению армии, органов управления, социальной сферы. На их основе создается резерв на случай чрезвычайных бедствий и происшествий. С увеличением объема государственных задач процент сборов может расти.

Изъятие налогов носит принудительный характер, но некоторые страны уже осуществляют постепенный переход их уплаты на добровольной основе.

Законотворчество и право на насилие

Государство имеет возможность издавать правовые акты, которые обязаны соблюдать граждане, находящиеся в этот момент на его территории. Право устанавливает компетенцию государственных органов, регулирует права и свободу граждан.

Любой закон непререкаем и обязателен для всего населения. Юридические нормы направляют поведение масс в единое русло. Хотя эти установки не всегда выполняются в полном объёме, большинство населения их соблюдает. Это достигается с помощью правоохранительных органов и карательных учреждений. Различные санкции в виде лишения прав и свободы граждан пресекают неуважение к правовой системе.

Политическая элита вынуждена прибегать к насилию, когда возникает возможность её свержения.

Армия

Одна из главных задач государственной власти – сохранение целостности и неприкосновенности её границ. Споры между соседними странами по этому поводу могут стать причиной вооруженных конфликтов. Возможный захват территории обуславливает создание мощной современной армии, способной защитить население.

Кроме того, вооруженные силы могут использоваться при внутренних конфликтах для поддержания порядка. Они призваны не допустить возможность массовых столкновений, нарушающих равновесие общественных сил. Армия выступает гарантом стабильности существующей в стране политической системы.

Народонаселение

Государственная власть представляет интересы всего общества, что отличает государство от других политических организаций. Она объединяет людей на своей территории вне зависимости от их расы или вероисповедания.

Гражданство – понятие, определяющее принадлежность человека к данному государству. Оно выражается во взаимных правах и обязанностях.

Гражданство человек получает с рождения, что отличает его от добровольного членства в различных политических организациях.

Население может быть как многонациональным, так и нет. Но все люди обладают одинаковыми правами и обязаны соблюдать единые нормы внутреннего правопорядка.

Символы и атрибуты власти

Флаг, герб и гимн – это дополнительные признаки государства.

Ещё к ним можно отнести единую денежную единицу, язык, экономическое пространство, транспортную сеть. В некоторых монархиях к таким атрибутам власти принадлежат скипетр и держава, корона. Символика не является обязательной для каждой страны, потому что является признаком государства второстепенного свойства.

Функции государства

Функции государства – это направления его внешней и внутренней деятельности. Они отражают его назначение в обществе и определяются поставленными задачами.

Внешние функции:

  • внешнеэкономическое сотрудничество с другими государствами;
  • оборона и охрана территориальных границ;
  • научно-техническое и культурное взаимодействие с другими странами;
  • решение глобальных экологических проблем;
  • отстаивание государственных интересов на международной арене.

Внутренние функции:

  • формирование бюджета, контроль за его исполнением;
  • стимулирование предпринимательской деятельности;
  • разработка мер социальной поддержки общества;
  • обеспечение порядка с помощью правоохранительных органов;
  • формирование патриотических ценностей и культурное просвещение граждан.

Источник: https://obrazovanie.guru/gosudarstvo-i-pravo/kratko-o-ponyatii-priznakah-i-funktsiyah.html

Что является признаком государства любого типа наличие двухпалатного

Что не является признаком государства?

Тест составлен по мотивам Типовых экзаменационных выриантов ОГЭ ФИПИ. выбраны задания по данным темам и скомпанованы.

Просмотр содержимого документа

«Тест по обществознанию Политика, власть, государство, политические режимы »

Проверочная работа по обществознанию 9 класс темы: Политика, власть, государство, политические режимы.

Что является признаком государства любого типа?

1) наличие двухпалатного парламента

2) монопольное право издавать законы

3) всенародное избрание главы государства

Верны ли следующие суждения о форме государства?

А) Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

Б) В зависимости от формы правления выделяют унитарные и федеративные государства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о разделении властей в РФ?

А) Правительство РФ разрабатывает и принимает государственный бюджет, контролирует его исполнение

Б) Федеральное Собрание РФ – высший орган исполнительной власти

верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Установите соответствие между примерами и функциями государства, которые они иллюстрируют: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) обеспечение правопорядка правоохранительными органами

Б) подписание президентом договора о дружбе и сотрудничестве с главой соседнего государства

В) разработка правительством долгосрочной программы экономического развития страны

Г) участие армии государства в военных учениях совместно с армией другого государства

Д) государственное финансирование строительства автомобильных и железных дорог

ЗАПИШИТЕ В ТАБЛИЦУ ДАННЫЕ ЦИФРЫ ПОД СООТВЕТСТВУЮЩИМИ БУКВАМИ

http://multiurok.ru/files/tiest-po-obshchiestvoznaniiu-politika-vlast-ghosud.html

Главные признаки государства

Любое государство характеризуется определенными признаками, которые выделяют его среди других форм организации власти и общества.

1. Публичная власть и общество разделены и не совпадают друг с другом.

2. Территориальная организация. В первобытные времена власть и общество формировались в зависимости от наличия родственных связей. Современное государство организовано по территориальному принципу. Это значит то, что власть распространяется на всех лиц, которые проживают в стране.

3. Любое государство характеризуется наличием налоговой системы.

4. Власть находится в руках определенной группы людей. Они специально обучены и обладают некоторыми правами и благами, с помощью которых осуществляют возложенные на них функции.

5. Компетенция государства распространяется на все субъекты правоотношений, которые находятся на его территории, а также охватывает все сферы общественной жизни.

6. Государство – выразитель интересов всех граждан.

Отличие государства от других политических организаций

Любое государство характеризуется некоторыми особенностями, которые отличают его от других политических организаций.

1. Суверенитет. Государство обладает всей полнотой власти на своей территории и независимо от других стран.

2. Исключительное право издавать законы.

3. На территории, обозначенной границами страны, может существовать только одно государство, в то время как других организаций (общественных или политических) может быть несколько.

4. Монопольное право на установление размера налога с населения и формирование бюджета.

5. Только государство может применять методы принуждения для достижения выполнения своих требований и распоряжений, которые касаются субъектов общественно-политической жизни.

6. Право выступать от имени всего населения, в то время как другие организации являются представителями интересов только своих членов.

Главный принцип государства

1. Недопустимость произвола власти.

2. Равенство всех перед законом.

3. Конституционное право – это результат соблюдения прав человека, а не их источник.

Власть; роль политики в жизни общества; понятие и признаки государства

Тест разработан для учащихся 9 класса по учебнику Обществознание Л.Н. Боголюбова

Цели: 1) систематизировать и закрепить знания учащихся по теме Политика ;

2) выявить слабые места и затруднения у учащихся при изучении данной темы;

3) проверить уровень усвоение материала.

Использование тестов позволит не только оценить усвоение учащимися материала по теме, но и постепенно подготовить их к современной тестовой форме проверки знаний, что пригодится при выполнении заданий ОГЭ.

Что является признаком любого государства? Признаки государства: таблица

Что не является признаком государства?

Слово «государство» употребляется людьми в обыденной речи. Чтобы правильно его использовать, нужно разобраться, что является признаком любого государства. От грамотного применения термина зависит, правильно ли мысли будут обличены в слова, и какую смысловую нагрузку они понесут собеседнику.

Значение термина «государство»

Понятие «государство» употребляется в широком и узком смысле. Для первого характерно отождествление государства с конкретной страной. Например, высказывания: «государства — члены Европейского Союза» или «государство Мозамбик» дают представление о странах с населяющими их народами.

Такое широкое значение слова сложилось в древности и получило распространение в средние века. В более узком понимании термин воспринимается как один из составляющих политическую систему институтов, которому принадлежит высшая власть в обществе. Такой смысл вложили в это слово в XVIII-XIX веках.

Тогда шло формирование гражданского общества, и возникла необходимость обособления государственных институтов от народа и негосударственных учреждений политической системы.

Возникновение

Государство появляется на определённой ступени развития человеческого общества. Оно возникает как политический институт, как организация власти для управления обществом. Для него характерны общие признаки. Государства формировались на протяжении длительных исторических периодов, и в настоящее время утвердилось два взгляда, две теории.

Первая концепция утверждает, что государство – это естественный этап в становлении общества. Его выдающиеся основатели — Т.Гоббс и Дж. Локк — настаивали, что государство возникает при заключении договора между людьми.

Граждане передают часть прав государству как институту, взявшему на себя защиту территории и людей, проживающих на ней. Оно выступает гарантом безопасности и формирует определённую социальную группу управленцев-чиновников.

Основателем второй теории считается Платон. Его идеи развили Ф.Ницше и Д. Юм. Они доказывали несостоятельность первой концепции. По их мнению, государство – это результат завоевания небольшой группой основной массы населения.

Хорошо вооружённые и воинственно настроенные люди вполне могут покорить большое количество слабо организованных народов. Скорее всего, в истории человечества присутствовали оба пути формирования государства. Первоначально человеческое общество создало единственную политическую организацию.

Вместе с развитием общества и эволюцией государства стали возникать другие политические организации, такие как партии, союзы, блоки или движения.

Государство – ядро политической системы

Это важнейший институт социально-политической системы общества, являющийся её ядром. Ему принадлежит верховная власть в обществе, что является признаком любого государства. Оно, управляя жизнедеятельностью людей, поддерживает в своих рамках порядок и стабильность. Оно регулирует отношения между социальными слоями, между человеком и государством, отвечает за безопасность людей.

Для исполнения возложенных на государство функций создаётся специальный аппарат управления обществом.

С точки зрения истории, государство как социальное организация, которая, обладая верховной властью над населением в границах определённой территории, решает общие для людей проблемы и стремится сохранить общий порядок и достичь общего блага.

К признакам государства относятся структурные характеристики, выражающиеся в разветвлённой сети учреждений и организаций, выполняющих законодательную, исполнительную и судебную функции. Власть государства считается суверенной (верховной) относительно всех организаций и людей на подвластной территории.

Государственная власть независима и самостоятельна от иных стран. Государство на международном уровне представляет интересы всего общества, всех своих граждан. Ему присущи уникальные признаки и атрибуты, которые не имеют аналогов у других политических организаций.

Структура

Государство характеризуется сложной организационной структурой. Важнейший признак государства – наличие следующих элементов: законодательные органы, исполнительно-распорядительные учреждения, судебные структуры, вооруженные силы, органы охраны государственной безопасности и общественного порядка и так далее.

Такое многообразие предоставляет государству возможность, наряду с основными функциями, выполнять функцию институционализированного насилия (принуждения) по отношению к большим социальным группам и отдельным гражданам.

Ярким примером служат политические репрессии времён СССР, которым подвергались целые народы (немцы, крымские татары, ингуши и другие) и отдельные социальные слои (буржуазия, крестьяне-кулаки, купечество и другие).

Форма правления: монархия

Принято выделять две основные формы государственного правления – монархия и республика. При характеристике каждого вида используются признаки государства. Таблица даёт представление об общих чертах и различиях.

Монархия – это такое государство, в котором верховная власть сосредоточена в руках одного человека (монарха). Обычно она передаётся по наследству, но может быть выборной или наследственно-выборной. Существуют конституционная и абсолютная монархия.

При конституционной монархии власть правителя ограничивается конституцией. Такое ограничение выражается либо в парламентском, либо дуалистическом характере. В первом случае монарх не имеет власти, оставаясь лишь представительным органом, а правительство отчитывается перед парламентом.

Во втором случае власть монарха ограничивается парламентом и конституцией в области принятия законов, но правитель волен назначать правительство и действовать в рамках принятых ограничений.
При абсолютной монархии власть монарха ничем не ограничивается.

Он является абсолютным правителем, все органы власти подотчётны ему.

Форма правления: республика

Такая форма подразумевает участие граждан в управлении. Это проявляется в проведении выборов кандидатов высшие органы власти. Они избираются на определённый срок и отчитываются о результатах своей деятельности перед своими избирателями.

Принято выделять виды республик: президентская (полнота власти сосредоточена в руках главы государства), парламентская (властные полномочия в руках парламента, партия-победитель претендует на главенство в правительстве).

Смешанная республика основывается на разделении полномочий между президентом, премьер-министром и парламентом.

Основные признаки государства

С момента своего возникновения и до современности страны пережили много форм и видов власти. Но можно выделить общие признаки, присущие любому государству. Их наличие или отсутствие позволяет сделать вывод, о каком политическом институте идёт речь: о государстве или нет.

Рассмотрим признаки государства. Таблица в сжатом виде показывает их.

Публичная власть

Власть, которая отделена от общества и не совпадает с социальной организацией. Политическое управление обществом осуществляют специально подготовленный слой людей, что является признаком любого государства.

Суверенитет

Государству присуща верховная власть над институтами, организациями и отдельными гражданами, находящимися на территории государства.

Право на законное применение силы

Государство обладает монополией на ограничение прав и свобод гражданина на законных основаниях. Для достижения этих целей государство создаёт специальные силовые структуры, к которым относятся суды, полиция и армия.

Сбор налогов

Для содержания органов государственной власти необходимы средства, которые государство получает при взимании налогов и сборов с граждан. Отличительным признаком государства является узаконенный сбор средств в государственную казну. Поступления в государственную казну тратятся на оборону, экономическую и социальную политику и другие нужды государства.

Гражданство

Человек обладает обязательным членством в государстве. С момента рождения он получает гражданство. Если членство в других политических организациях (партии, объединения и другое) не считается обязательным, то гражданство относится к обязательному атрибуту любого человека.

Представительство всего общества

Государство заявляет о праве представлять общество как отдельную единицу и праве защищать интересы всего общества. Реальность показывает, что ни одно государство не смогло отражать интересы всех социальных слоёв населения и каждого гражданина общества.

К признакам государства относятся самые существенные характеристики этого политического института. Впервые о них узнают учащиеся средней школы на уроках обществознания.

Основные атрибуты государства

Ему присущи отличительные атрибуты, как и основные признаки государства. К ним относятся:

Территория.

Она определяется государственными границами, которые разделяют области распространения власти суверенных государств.

Население.

Жители ограниченной территории считаются подданными государства. Они обязаны выполнять законы и подчиняться власти конкретной страны. Государство берёт на себя обязательство защищать их.

Аппарат управления.

К нему относятся органы власти и особый слой чиновников, выполняющих функции власти. Государственный законодательный орган издаёт законы, формулирует правила, которые становятся обязательными для выполнения всем населением данного государства.

Внутренние функции

Характерные признаки государства влияют на деятельность государства, на выполнение им внешних и внутренних задач. Каждое направление деятельности предполагает набор функций.

Внутренние функции:

  • управление обществом;
  • достижение компромисса интересов различных слоёв общества и удовлетворение их потребностей;
  • сохранение властных полномочий в своих руках.

Внешние функции

Внешние функции включают:

  • представительство интересов всего народа;
  • защита территории;
  • сохранение суверенности власти;
  • выступление в роли равноправного субъекта международных отношений.
  • Соотношений понятия «государство» с другими

В обыденной речи понятия «государство», «страна» и «общество» употребляются как слова-синонимы. Часто наряду с ними применяют и термин «правительство». Чтобы разобраться в их различии, перечислите признаки государства. Эти понятия хоть и имеют общие черты, но между ними существуют существенные различия.

Страна – это культурно-географический термин. Его грамотное употребление подразумевает характеристику территории, её климата и природных зон, описание население с его национальными и религиозными различиями.

Предмет нашего обзора — понятие политическое, что является признаком любого государства.

Оно объясняет политические особенности конкретной страны, включая форму правления, политический режим и территориальную структуру.

Общество – термин более широкий, чем государство. Слой профессиональных управленцев обособлен от остальной части общества и обладает определённой самостоятельностью.
Правительство – термин более узкий, чем государство. Это только инструмент реализации политической власти государства – распорядительные и исполнительные органы.

Правительства меняются: одни уходят, другие приходят. Государство — более устойчивый институт политической системы.

Источник: https://redlike.club/chto-yavlyaetsya-priznakom-lyubogo-gosuda/

Понятие и признаки государства 4

Что не является признаком государства?

Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и др. интересов в пределах определенной территории.

Государство – совокупность граждан, людей, обладающих собственными законами, судами, должностными лицами.

Государство – продукт общественного развития, возникающего на определенной ступени зрелости человеческого общества, вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей. Государство становится основной управляющей системой общества.

Государство – это политико-территориальное, суверенная организация, обладающая политической властью.

Основные признаки государства:

· Граница

· Наличие власти

· Суверенитет

Также к признакам государства можно отнести:

· Классовость

· Совокупность людей – народ

· Территория как предел действия власти

· Гражданство, подданство иностранных лиц и лиц без гражданства

· Территориальное верховенство

· Армия, полиция, ГУИН и т.п.

2. Формы государства

Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Форма государства как объективная реальность и как понятие включает в себя три стороны, характеризующие ее свойства:

· форма правления – представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и компетенции меду ними.

· форма государственного устройства – это национальное и административно территориальное строение государства, которые раскрывают характер взаимоотношений между его составными частями т.е. центральными и местными органами государственной власти.

· государственный режим – представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государства

Все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают неповторимый облик.

И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой.

Любые изменения в методах осуществления государственной власти — в сторону ли демократии или, наоборот, автократии — неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства.

Формы правления:

· Монархия – верховная государственная власть осуществляется единолично и передается, как правило, по наследству.

Монархия бывает:

– сословно представительская

– абсолютная монархия

– конституционная

– парламентарная

· Республика – верховная государственная власть осуществляемая выборными органами, избираемыми населением, на определенный срок.

Республика бывает:

– парламентарная

– президентская

– республика советов

Виды государственного устройства:

· Унитарное государство – представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией

· Федеративное государство

· Конфедеративное государство

Виды государственных режимов:

· Авторитарный

· Тоталитарный

· Демократический

· Социалистический

3. Понятие и признаки права

Право есть система общеобязательных, формально-определен­ных норм, которые выражают обусловленную экономическими, ду­ховными и другими условиями жизни государственную волю общест­ва, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или сан­кционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возмож­ностью государственного принуждения; являются государствен­ным регулятором общественных отношений.

К признакам права относятся:

· государственно-волевой характер – состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловлен­ную экономическими и духовными, а также национальными, ре­лигиозными, демографическими, природными и другими усло­виями его жизни.

· Нормативность – заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их матери­алистическом понимании.

· Власт­но-регулятивная природа – раскрывает специфику социального назначения права как особого государственного ре­гулятора общественных отношений.

Данный признак проявляется и в том, что право регулирует отношения между людьми соответственно воплощенной в нем государственной воле общества.

Поэтому, в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно; оно едино и однотипно с государством.

· Общеобязательность. Все иные разновидности социальных норм (нравственные, корпоративные, религиозные и т.д.) обязательны лишь для той или иной части населения. И только право — система норм, обязательных для всех. Тем самым праву отводится роль нормативной основы законности и право­порядка, всей правовой системы общества.

· Формальная опреде­ленность, т.е. точность, четкость, стабильность, которые получа­ют выражение, в частности, в предоставительно-обязывающем характере и специфической структуре правовых норм.

· Институционность, заключающаяся в том, что составляющие право нормы издаются или санкциониру­ются государством в строго определенных формах, своего рода знаковых системах, каковыми служат различные юридические источники. Как было показано выше, содержание права состав­ляет система действующих юридических норм.

Что касается формы права, то под ней понимаются определен­ные способы выражения государственной воли. Форма показы­вает, каковы внешние проявления права, в каком виде оно суще­ствует и функционирует в реальной жизни. С помощью формы происходит придание воле государства доступного и общеобяза­тельного характера, доведение этой воли до исполнителей.

К исторически сложившимся разновидностям форм выраже­ния права относятся:

· правовой обычай,

· судебный прецедент,

· договор нормативного содержания,

· нормативный акт.

4. Система права (отрасли права)

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объек­тивно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Фактический социальный строй общества, государства опреде­ляет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения.

Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Система права РФ характеризуется такими чертами, как единст­во, различие, взаимодействие, способность к делению, объектив­ность, согласованность, материальная обусловленность. Единст­во юридических норм, образующих право, определяется:

· во-пер­вых, единством выраженной в них государственной воли;

· во-вто­рых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют;

· в-третьих, единством механизма пра­вового регулирования, его исходных принципов;

· в-четвертых, единством конечных целей и задач.

Структурными элементами системы права являются:

· норма права;

· отрасль права;

· подотрасль права;

· институт права;

· субъинститут.

Правовая норма — первичный элемент системы права. Это ис­ходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные от­ношения регулируются другими социальными нормами.

Отрасль права — обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью регулируемых ими однородных общественных отношений.

Совокупность правовых институтов и возможно отдельных норм, воздействующих на однородные общественные отношения, называется отраслью права.

Отрасли права:

«Материальные отрасли»:

Государственное (конституционное) право — ведущая отрасль права, поскольку оно закрепляет основы всей государственной и общественной организации.

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления.

Финансовое право — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства.

Трудовое право регулирует общественные отношения рабочих и служащих.

Право социального обеспечения (пенсионное право) — система юридических норм, регулирующих отношения в системе материального обеспечения и обслуживания граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети.

Гражданское право, включает в себя нормы, регулирующие личные отношения граждан между собой. Гражданское право — отрасль права, нормы которой регулируют товарно-денежные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Хозяйственное право — совокупность правовых норм, определяющих порядок руководства хозяйственной деятельностью и ее осуществления.

Семейное право регламентирует условия и порядок вступления в брак, основания его прекращения, личные и неимущественные отношения между супругами, родителями и детьми, усыновленными и другими родственниками.

Источник: https://mirznanii.com/a/42551/ponyatie-i-priznaki-gosudarstva-4

К юристу
Добавить комментарий